Тихвинская гимназия №2 входит в десятку лучших школ Ленинградской области по количеству победителей и призеров Всероссийской олимпиады школьников. В этом есть и значительная заслуга преподавателя русского языка и литературы Марины Андреевны Григорьевой.
Учить детей, приобщать к прекрасному стало делом всей жизни талантливой учительницы. Добрый след оставляет она в душах и сердцах тех, кто идет по дороге знаний, обогащая себя новыми открытиями, и всегда будет благодарен своему старшему товарищу за бесценный труд.
Выпускники Марины Андреевны продолжают успешно учиться и в высших учебных заведениях как в нашей стране, так и за рубежом. Среди них 11 золотых и 4 серебряных медалиста.
Кем она хочет быть, Марина Андреевна уже знала в детстве. В Тихвинской школе № 6, где она училась, ее любимым предметом был русский язык и литература.
– Интерес к чтению мне привила мама. Глядя на нее, я тоже стала много читать и русской, и зарубежной литературы, – рассказывает Марина Андреевна. – Наш учитель русского языка и литературы Татьяна Борисовна Соколова со своим учеником, получившим профессию режиссера, учили школьников играть в спектаклях. Я принимала участие в литературных и театральных постановках, в основном патриотических, например, таких как «А зори здесь тихие» Бориса Васильева.
Школа организовывала для ребят экскурсионные поездки в Москву и Ленинград с обязательным посещением театра, что также приобщало учащихся к высокому искусству.
– В старших классах, в том возрасте, когда возникает вопрос о выборе профессии, мы стали больше общаться с учителями, – продолжает Марина Андреевна. – Наши педагоги Татьяна Борисовна Соколова и Инна Васильевна Петрухина (русский язык и литература), Тамара Александровна Цветаева (математика) служили нам ориентиром, благодаря которому у нас складывался образ учителя, каким он должен быть. Пять выпускников из нашего класса, в том числе и я, окончили Российский государственный педагогический университет имени А.И.Герцена и стали учителями.
В 90-е годы прошлого века, одновременно с перестройкой всех сфер деятельности, в школах постепенно начали внедрять инновационные методы обучения. Каждое учреждение искало новый нетрадиционный подход к образовательному процессу, приобретая свое лицо. Будущим местом работы дипломированный специалист М.А.Григорьева предпочла школу №2, которая пошла по пути гуманитарно-эстетического образования с углубленным изучением мировой художественной культуры, зарубежной литературы, более расширенным изучением иностранных языков, театрального искусства, ритмики и других интересных предметов.
И вот уже более 30 лет Марина Андреевна работает в этой гимназии по избранной специальности. И она счастлива, потому что мечта сбылась: педагог преподаёт свои любимые предметы ученикам с 5-го по 11-й класс, и, как принято говорить, «она на своем месте».
Это настоящий учитель нового времени, который активно и с интересом использует на своих уроках современную технологию и необычный подход к обучению школьников. Она умеет создавать условия для их самостоятельной работы и творческой активности, причем акцент делает не только на обучение, но и на воспитание ребят, что позволяет им достигать высоких результатов в учебе. Все выпускники М.А.Григорьевой успешно проходят государственную итоговую аттестацию. Их средние баллы на основном государственном и едином государственном экзаменах постоянно выше среднеобластных и среднерайонных показателей.
– Ощущается разница между учениками 90-х годов, большинство из них были начитанными, творческими натурами, и современными детьми, многие из которых идут легким путем в учебе, потому что у них есть электронные помощники, Интернет, – делится мнением Марина Андреевна. – А наша задача, продолжая традиции школы, формировать «модель» наших выпускников через всевозможные современные формы занятий, участие в различных конкурсах для того, чтобы у них было сформировано свое мировоззрение, жизненные ценности, сохранялись национальные традиции, ощущение принадлежности к нашей культуре, к ее самобытности, к истории нашего народа.
Занятия оживляются и становятся более увлекательными, когда урок ведется в форме дискуссии одноклассников. В общении между собой они могут поделиться своей точкой зрения по заданному вопросу, послушать мнение других, у них растет заинтересованность к изучаемой теме.
Индивидуальный подход к каждому ученику имеет большое значение для любого преподавателя. У Марины Андреевны разработана своя система внеурочной работы. Школьники с интересом посещают дополнительные занятия, мастер-классы, включаются в проектную деятельность. Их учитель – руководитель школьного проекта «Читаем вместе», который объединил почти весь педагогический коллектив школы, ребят и их родителей в приобщении к чтению книг.
В течение учебного года учащиеся читают стихи классиков и современников на конкурсах чтецов, обсуждают прочитанные книги, делятся своими отзывами, создают красочные стенгазеты, коллажи. Благодаря этому проекту у детей расширяется кругозор, они привыкают работать в коллективе. И быть может, благодаря такому заинтересованному, любящему свое дело педагогу в современном обществе будет больше читающей молодежи «в обход» компьютерной техники.
Руководит Марина Андреевна и районным методическим объединением учителей русского языка и литературы, активно участвует в работе по внедрению Федерального государственного образовательного стандарта основного и среднего общего образования. Опыт ее работы был представлен на семинарах районного уровня в 2013 и 2016 годах, а также на Всероссий-ском форуме молодых учителей России в 2015 году. Неоднократно она делилась опытом своей работы и во время проведения «Методического поезда» для учителей сельских школ.
На протяжении всей педагогической деятельности М.А. Григорьева является классным руководителем. Ее классные коллективы объединены увлекательной, полезной, социально значимой деятельностью. Учитель поддерживает тесный контакт с родителями. Организует педагогические консультации.
2023 год начался для Марины Андреевны с участия в самом значимом среди педагогов конкурсе профессионального мастерства «Учитель года», который проходил в Тихвине, в ее родной гимназии №2.
– Особенно объемна и ответственна подготовка к такому конкурсу, – утверждает учительница. – Ведь на этом конкурсе ты представляешь не только себя, но и свое учреждение, весь педагогический коллектив, в котором работаешь. Огромная благодарность команде единомышленников, которая помогала и поддерживала меня на протяжении всех туров конкурса. Это мои коллеги, ученики и родители.
Жюри высоко оценило труд конкурсантки, присудив второе призовое место. А в июне этого года тихвинский педагог М.А.Григорьева стала победителем приоритетного национального проекта «Образование» – программы по повышению качества образования. Денежной премией награждали лучших учителей России за высокие достижения в педагогической деятельности.
Среди многих наград М.А. Григорьевой – Почетная грамота от Министерства образования и науки РФ за многолетний добросовестный труд и значительные заслуги в сфере образования, Почетная грамота от главы Тихвинского района за высокий профессионализм и большой вклад в развитие и обучение подрастающего поколения…
Но самой главной и дорогой наградой для учителя являются успехи и достижения ее учеников, многие из которых – активные участники, призеры и победители различных этапов Всероссийской олимпиады школьников по русскому языку и литературе, а также литературных конкурсов, среди которых особое место занимает литературный конкурс «Арсис», ежегодно проводимый Центральной районной библиотекой им. И.П. Мордвинова.
– Учитель с призванием испытывает глубокую ответственность за развитие своих учеников и должен помогать им в раскрытии возможностей, – рассуждает Марина Андреевна, как бы подводя итог своей педагогической деятельности. – Роль учителя не только в передаче знаний, но и в формировании личности и ценностей ученика.
Учитель учится и развивается во время всей своей профессиональной деятельности вместе со своими учениками. Сначала он сам ученик, потом учится стать учителем, приобретает опыт, глубже изучает свой предмет, а также педагогику, психологию, методы и приемы преподавания своего предмета.
Интерес, успехи учеников, их любопытство стирают и расширяют границы урока, ведут к сотрудничеству педагога и ученика, помогают им взаимно обогащаться новыми знаниями, ставить новые цели, расширять кругозор, открывать новые горизонты и перспективы. И с теми детьми, которых мы развили, привили интерес к предмету, окрылили их успехами, помогли найти себя, – мы продолжаем наше общение после окончания школы, во время их учебы в ВУЗе и в дальнейшей жизни.
В подтверждение этих слов учителя – прекрасные письменные отзывы учеников и их родителей о талантливом педагоге Марине Андреевне Григорьевой, для которой успехи и достижения учеников являются счастьем и смыслом жизни.
Людмила Балуева