Через Тихвин

225 лет назад, в июне 1798 года, в Тихвин приезжал император
Павел I. В начале лета он поручил своим дипломатам сообщать ему все новости, происходящие на средиземноморском острове Мальта. В то время он носил титул Протектора Мальтийского ордена. Сразу после возвращения из Тихвина императору пришлось узнать о неприятных происшествиях в Европе
.

История Мальтийского ордена

Во время Первого крестового похода, когда христиане заняли Иерусалим (1099), был создан военно-религиозный орден госпитальеров. Задачей ордена было оказание медицин-ской помощи богомольцам, а во время войны монахи-госпитальеры брались за оружие. Орден был назван в честь святого Иоанна Крестителя, а поскольку базировался в Иерусалиме, то назывался Орденом святого Иоанна Иерусалимского. После изгнания крестоносцев со святой земли орден перебрался на остров Родос (у берегов Турции). Через 200 лет госпитальеров изгнали с Родоса, поэтому в 1522 году они нашли пристанище на острове Мальта.

История его продолжалась, в орден вступали рыцари-дворяне, жертвовали и завещали своё имущество аристократы. Но Великая Французская революция 1789 года перевернула политическую жизнь Европы на ближайшие десятилетия. Революционеры активно притесняли церковь, после конфискации владений ордена во Франции фактически единственным источником его доходов оставался филиал ордена – Великое Приорство Польское. Но и в Польше начались проблемы с вы-платами. Орден был на грани банкротства, во дворах европейских государей просьбы Великого Магистра о помощи оставались без ответа.

Орден и Павел I

Рыцари обращались за решением своих проблем и к России. В конце 1796 г. на престол взошёл Павел I и уже в январе 1797 г. он оказал помощь ордену. Была подписана Конвенция, два основных положения которой были следующими: державный Мальтийский орден получал ежегодную помощь в 300.000 польских злотых, а в России открыли «филиал» ордена – Великое Приорство Российское (католическое). Российская казна будет выделять дополнительное финансирование на этот филиал, а его членами могут быть только российские подданные. Мальтийский орден получал полную свободу учреждать в Приорстве  Российском свои уставы.

Для Мальтийского ордена это было спасением: он получал необходимое финансирование, могущественного покровителя, а открытие российского филиала также усиливало орден.

В благодарность 17 ноября 1797 года Священный совет ордена возложил на императора Павла I титул Протектора (Покровителя). 29 ноября в Зимнем дворце была проведена торжественная церемония.

Поскольку орден являлся католическим и его новый российский филиал также был католическим, то возникла необходимость открытия ещё одного Приорства для православных. 1 июня 1798 г. Магистр ордена и Священный совет утвердили его «в пользу русской знати греческого вероисповедания».

Эти расходы имели большое политическое значение. Мальта занимала стратегическое положение и стала бы для России точкой опоры в Средиземном море. Ещё мать Павла I – императрица Екатерина II рассматривала Мальту в качестве военной базы во время русско-турецкой войны. Кроме военной базы, этот остров в центре Средиземного моря имел бы колоссальное значение для российской торговли.

Поездка Павла I в Тихвин

16 мая (5-го по старому стилю) 1798 года император Павел I отправился в своё второе путешествие по стране. Маршрут его проходил через Москву, Владимир, Нижний Новгород до Казани, а на обратном пути – через Ярославль и Тихвин. Таким образом, император посещал практически все центральные губернии. Пропутешествовав чуть больше месяца, вернулся 22 июня (11-го старому стилю).

Когда император уезжал, он уже знал об угрозе, надвигавшейся на Мальту. Ещё 2 марта 1798 г. перед островом выстраивался флот французов. В марте – апреле Великий Магистр ордена фон Гомпеш писал императору Павлу I панические письма с просьбой о помощи.

Во второй половине дня 19 июня (8-го по ст.стилю) Павел прибыл в Тихвин. Императора приветствовали колокольным звоном, а перед монастырскими вратами его встречал архимандрит Герасим. На ночлег император со свитой расположились в городе. К сожалению, в источнике не называют конкретный дом, очевидно, что он останавливался в центре города. 20 июня (9 -го по ст.стилю) император с семьёй принял участие в переносе Тихвинской чудотворной иконы в Успенский собор. Это событие запечатлено на полотне художника Владимира Истомина.

В то время император ещё не мог знать, что чуть больше недели назад – 11 июня 1798 года –французы захватили Мальту после слабого сопротивления рыцарей ордена. Есть также версия, что глава ордена  Великий Магистр Гомпеш совершил предательство.

Павел I – новый Великий Магистр ордена

После захвата Мальты в Европе судьба ордена была окружена молчанием – никто не высказался в его защиту, казалось, что с орденом было покончено. После возвращения из Тихвина главной заботой Павла I был сбор всей доступной информации о событиях на Мальте, сбор оставшихся рыцарей и трудный выбор – смириться с поражением или продолжить борьбу за Средиземное море.

В этом Павлу сопутствовала удача. В Петербурге 26 августа 1798 года собрался совет уцелевших рыцарей – Капитул, который осудил сдачу Мальты и низложил Великого Магистра Гомпеша. Павел как Протектор ордена подписал Декларацию с провозглашением сохранения и возрождения ордена.

27 октября рыцари предложили русскому императору стать Великим Магистром.

5 ноября Папа Римский Пий VI в ответ на Декларацию писал, что «Мы будем сотрудничать с любой властью, которая необходима… все остальные языки и Приории… приглашаем присоединиться к вышеназванному акту, чтобы орден мог быть восстановлен».

Благодаря этому 20 ноября 1798 года Павел I принял звание Великого Магистра. Все правители Западной Европы, кроме Франции и Испании, признали нового главу ордена. Австрийский император изъял у низложенного Гомпеша реликвии ордена и передал их новому Великому Магистру.

Англичане отбирают Мальту

Всё это особенно не нравилось Англии. К тому времени она уже стала крупнейшей азиатской колониальной державой, Англия активно продвигала свои интересы в Средиземном море, на Ближнем Востоке, Кавказе и в Закавказье.

В октябре 1799 года английский флот под командованием Нельсона занял Мальту. Несмотря на то, что Павел I имел полные права на остров как Великий Магистр ордена, Англия не могла допустить и мысли о присутствии Российского Флота в Средиземном море. Только Англия должна была править в морях.

Обозреватель из «Политического журнала» в 1800 году давал такую оценку сложившейся обстановке: «Достоинства сего острова для Англии неоценимо. Он есть ключ к Леванту и Архипелагу: владение им открывает англичанам золотые источники коммерции в те страны и укрепляет их владычество в Средиземном море».

Следующим шагом англичан было объявление, что русский император не может быть законным Великим Магистром, а потому Англия не обязана отдавать остров русским. Международные договоры и тогда нарушали легко…

Недавние союзники стали врагами: Павел I был в ярости и приказал арестовать английские корабли в российских портах. В ответ на это Англия постановила поступать неприятельски со всеми российскими кораблями. Дальнейшая борьба Павла I продолжалась недолго – 24 марта 1801 г. император был убит заговорщиками.

О несчастном императоре в Тихвине напоминает вензель Павла I, сохранившийся на центральной башне южной стены монастыря.

Виктор ЗЮРИН.