Ведущая к монастырю

орловская и Новгородская улицы проложены так, что в створе издалека видны купола главного храма Тихвина – Успенского собора.

Застройка между северо-восточной частью Базарной площади (ныне площадь Свободы) и поймой Вязицкого ручья появилась не позднее середины XVII века, возможно, ещё в конце XVI века после перенесения Тихвинского посада на новое место в 1560 году.

На плане капитана Литвинова 1766 года два переулка между Таборами, Богородицкой и Белозерской улицами называются «Собачья дыра». Переулок побольше идёт от Белозерской улицы (примерно там, где ейчас Социалистическая), изгибается углом и выходит на Богородицкую улицу там, где она поворачивает к Успенскому монастырю. В XVII веке в Тихвинском посаде было два переулка – Собачья дыра с 11 дворами и Собачье устье с 4 дворами. Возможно, маленький переулок (часть современной улицы Труда) назывался «Собачье устье».

Постройки здесь, как и почти весь Тихвинский посад, превратились в пепел во время страшного пожара 6 мая 1770 года.

Нынешняя улица Орловская появляется в соответствии с планом регулярной застройки 1770 года. Застройка по левому берегу Вязицкого ручья подходила к ручью вплотную.

Название «Орловская», как и других новоустроенных улиц Тихвина, уже ставшего городом, фиксируют на плане 1783 года. Происхождение названия улицы неизвестно. Существует гипотеза, что оно связано с графами Орловыми: «Улицам были также присвоены фамилии графа Орлова (Орловская), вероятнее всего, Григория, едва не ставшего морганатическим супругом Екатерины II, Новгородского губернатора Я.Е.Сиверса (Сиверсова), генерал-фельдмаршала графа З.Г.Чернышёва (Чернышевская), генерал-аншефа сенатора Н.И. Чичерина (Чичерина)” (Л.В. Виноградова. «Тихвин: из века в векъ». – СПб.: ООО «Типо-графия «Береста», 2009. – С. 31.). Однако в отличие от других перечисленных в этой цитате персон отношение к Тихвину графов Орловых неизвестно, и эта гипотеза ничем не подтверждена. Хотя логика в этом предположении есть. В ту пору Светлейший князь Григорий Григорьевич Орлов прославился как победитель эпидемии чумы в Москве, императрица удостоила его изъявлением своей благодарности и в память о его подвигах вручила именную медаль «За избавление Москвы от язвы в 1771 году» с надписью: «Такового сына Россия имеет». До нашего края чума не дошла, но беспокойства и хлопот доставила немало – ограничение движения по дорогам, карантинные заставы, в Тихвине, как и в других населённых пунктах, хоронить было запрещено, в связи с этим старые кладбища у Спасо-Преображенского собора и Знаменской церкви были уничтожены, учреждено новое на Николиной горе (сейчас оно называется Старым). Возможно, действительно улица названа в честь Григория Григорьевича, но, повторимся, это только предположение.

У одного из зданий в начале Орловской улицы скошен угол в соответствии с тихвинской архитектурной традицией, появившейся ещё в конце XVIII века при строительстве нового регулярного Тихвина.

Давайте пройдёмся по Орловской улице начала ХХ века. Благодаря «Материалам для оценки городских недвижимых имуществ Новгородской губернии» (Т. III. – Новгород, 1901) мы знаем домовладельцев.

По нечетной стороне квартал от площади до Санкт-Петербургской улицы (ныне улица Труда) занимал участок, принадлежавший наследникам Ивана Евграфовича Снеткова (позже они продали здание и участок соседу Ф.Е. Воложбинскому, числившемуся по крестьянскому сословию). Это одно из самых красивых зданий старого Тихвина с богатейшей историей достойно отдельного рассказа. К тому же его нынешний адрес – по площади Свободы.

Далее по этой стороне в квартале от Санкт-Петербургской улицы до Вязицкого ручья были участки, принадлежавшие Ефимову Ивану Яковлевичу, купцу, Васильевой Авдотье Александровне, жене мещанина, Виленскому Сергею Александровичу, Петрову Ивану Ивановичу, мещанину, Лазарьевской Пелагее Максимовне, мещанке.

По чётной стороне квартал от площади до Санкт-Петербург-ской улице (ныне улица Труда) занимал участок с двухэтажным каменным домом, двумя двухэтажными деревянными флигелями и девятью надворными строениями, принадлежавший Григорьевой Софье Федоровне (1856 – 1908), жене канцеляр-ского служащего. Похоронена Софья Федоровна на городском кладбище, могила известна. Девичья фамилия Софьи Фёдоровны – Базырина. Этот купеческий род был одним из самых богатых в Тихвине. Софье Фёдоровне принадлежал ещё деревянный дом с мезонином на Павловской улице. Там и жило семейство. А в доме на Орловской была, в том числе, пивная. Её муж, «канцелярский служащий» был не кто иной, как Леонид Иванович Григорьев, известный общественный деятель Тихвина, автор многочисленных публикаций в прессе и первой книги по истории нашего города «Тихвин и его святыня». В этой книге Григорьев упоминает дом на углу Орловской и Сиверской улиц в главе «Празднование 500-летнего юбилея Тихвинской иконы Божией Матери»: «В другом месте площади, в нише большого каменного дома госпажи Григорьевой виднеется вензелевый транспарант, изображающий герб города Тихвина с резко выдающейся цифрою 500». Софья Федоровна была хорошим музыкантом, прекрасно играла на рояле, возможно, недаром её старший сын Сергей Леонидович Григорьев стал известным в мире деятелем балета (17 октября этого года исполнилось 140 лет со дня его рождения). Супруги скончались ещё до революции. После 1917 года дом был муниципализирован. Во время НЭПа четверо из их девяти детей (Сергей уже был в эмиграции) пытались вернуть дом, обращались в главное управление коммунального хозяйства НКВД в Москве. Получили ответ, что дом «в период времени Октябрьской революции и ранее занимали различные учреждения, а потому был признан муниципализированным. Дом пришел в полную негодность и грозит полным развалом. Подлежит муниципализации как бесхозный. Ранее была в нём деревообрабатывающая мастерская» (материал из ГА РФ предоставлен С.В.Старшининой).

Здание было разобрано в 1930-х годах, на этом месте некоторое время был базар. В 1950-х годах было построено существующее ныне здание улучшенной планировки для работников Тихвинского горкома КПСС и Тихвинского исполкома, это элитный дом 1950-х годов.

От Санкт-Петербургской улицы (Труда) до Вязицкого ручья были участки, принадлежавшие Бутузовой Екатерине Хрисанфовне, Виленскому Александру Гавриловичу, купцу, Смирнову Артемию Дмитриевичу, мещанину, Пащининой Марии Ивановне, мещанке.

В 1930-х годах в доме Екатерины Хрисанфовны Бутузовой (№ 6, ныне № 8) вплоть до ареста в феврале 1938 года жил Семен Константинович Рымарев (с 1914 года и до отмены чинов действительный тайный советник) вместе с супругой Анной Сергеевной, урождённой Бутузовой.

Дома по улице Орловской с №№ 8, 9, 10, 12 представляют собой образцы типичной тихвинской застройки конца XIX – ХХ веков в стиле «провинциального классицизма», соединившего русскую избу с ампирным особняком, «бревно традиционного сруба – с классической колонной, двускатную кровлю той же избы – с античным фронтоном, народную резьбу по дереву – с пластикой архитектурного рельефа» (Архитектура русского классицизма // http://www.pandia.ru/text/77/182/39616.php).

Все четыре дома – двухэтажные, с парадными фасадами, выходящими на красную линию, с досчатыми пристройками к основному объёму для лестниц на второй этаж, с крылечками, три дома (№№ 8, 10, 12) имеют широко распространённые в Тихвине декоративные украшения в виде модульонов или «сухариков» (кубических элементов декора карниза и других погонных деталей) под карнизами и на фронтонах крыш. В доме №8 «сухарики» сохранились только частично, со стороны двора. Два дома – №10 и №12 украшены также характерными для тихвинских домов 2-й половины XIX в. наличниками с растительным орнаментом, выполненным в технике рельефной резьбы. Дом №9 построен между 1901 и 1917 годами на участке, принадлежавшем в 1901 году С.А.Виленскому. Из деталей, характерных для тихвинских домов, имеет крыльцо с полукруглым завершением и резными колоннами и волоковое окно в лестничной пристройке, выходящее во двор. Дом №12 украшен по второму этажу уже упомянутыми наличниками с растительным орнаментом, выполненным в технике рельефной резьбы, в состав наличников входят сандрики на резных кронштейнах. (Сандрик – декоративная архитектурная деталь в виде карниза или фронтончика, иногда опирающаяся на кронштейны, расположенные над оконным или дверным проемом на фасадах зданий. Кронштейн – архитектурно-декоративный элемент, выступающий из стены и выполняющий функции опоры для балконов, порталов, карнизов, скульптуры. Часто очень сильно орнаментованный).

Наиболее эффектен дом №10, принадлежавший в конце XIX века купцу Виленскому Александру Гавриловичу, возможно, им и построенный. Декор дома весьма обилен – «сухарики» по фронтону и карнизам крыши, наличники над окнами второго этажа, разные над окнами центрального фасада и над окнами бокового фасада. Над окнами центрального фасада резные кронштейны и растительный орнамент, а над окнами бокового фасада – сандрики на простых капителях. Особенностью этого дома является третий полуэтаж – мансарда, редко встречавшаяся в тихвинских домах, для них характерны мезонины. Окно мансарды трёхчастное, с полукруглыми завершениями. Главное украшение дома – крыльцо с эркером. Колонны крыльца витые, с капителями, украшенными растительным орнаментом. Сохранилась старинная парадная дверь с филёнками и медной ручкой. Эркер украшен накладной пропильной резьбой, редко встречавшейся в декоре тихвинских домов, возможно, это влияние архитектуры Поволжья, с которым у тихвинцев были тесные торговые связи.

Алла Титова.