Как ни парадоксально, но врач этой специальности зачастую оказывается вне поля зрения пациента. Операция прошла успешно – хвалят золотые руки хирурга, перевели из реанимационной палаты в обычную – радуются, что все самое страшное осталось позади и начинается новый этап – выздоровление, поэтому вспоминать о пережитых боли и страхе уже совсем не хочется…
Между тем именно этот специалист играет важную роль в процессе лечения. Он первым приходит в операционную, ведь во многом от его профессионализма зависит безопасность операции и состояние больного в первые сутки после нее. Он тот, кто работает рядом с хирургом, дышит за пациента, следит за ритмом сердца, давлением и в любой момент готов экстренно прийти на помощь. Операционной работа этого врача не ограничивается. Болезни коварны, порой даже при грамотной терапии они принимают неконтролируемый характер, и жизнь человека оказывается под угрозой. Независимо от диагноза, профиля заболевания, спасать пациента в такие моменты будет только один врач, и в любой ситуации он должен действовать быстро, уверенно и наверняка. Догадались? Да, речь идет о враче анестезиологе-реаниматологе. Специальность, объединившая две ипостаси: анестезиологию – избавлять людей от боли, страдания и реаниматологию – спасать жизнь. Более четырех десятилетий посвятил этой благородной миссии Владимир Константинович Чантуридзе, и все эти годы связаны с тихвинским здравоохранением.
В 1970 году, к окончанию школы, он уже точно знал, какую профессию выберет – обязательно поступит в медицинский институт и станет врачом. Первый шаг на этом пути помог сделать отец.
– В то время у нас в Грузии самими уважаемыми считали профессии врача и юриста, – рассказывает Владимир Константинович, – отец же говорил, что быть врачом – самая благородная и благодарная работа. Потом так получилось, попали в руки интересные книги по биологии, медицине. Постепенно увлечение переросло в нечто большее – желание стать врачом.
Окончив школу в родном Кутаиси, Володя поехал поступать в Саратовский ордена Трудового Красного Знамени государственный медицинский институт, но первая попытка оказалась безуспешной, через год поехал вновь покорять “вершину”. На этот раз получилось, и вот он студент лечебного факультета заветного вуза. Лекции, семинары, практические задания, лабораторные занятия, практика в больнице, наконец, общественная нагрузка – неотъемлемая составляющая студенческой жизни. А еще тогда познакомился с милой саратовской девушкой Наташей, как и Владимир, она училась в медицинском вузе. Стали встречаться, дружба переросла в любовь, а потом и в брак.
Шесть лет учебы, потом еще год интернатуры – Владимир специализировался по хирургии, Наталья – по гинекологии, и в 1977 году дипломированные специалисты приехали работать в Тихвин. Почему выбор пал на наш город? Как признается Владимир Константинович, суета больших городов ему не по душе, поэтому, хотя и были перспективы остаться в Саратове, все же отдали предпочтение Тихвину.
Владимир Константинович начинал профессиональный путь хирургом в хирургическом отделении Тихвинской ЦРБ, супруга Наталья Павловна работала врачом-гинекологом в гинекологическом отделении.
В 1980 году у врача появилась возможность освоить новую специальность по анестезиологии-реаниматологии. Владимир окончил клиническую ординатуру при Ленинградском санитарно-гигиеническом медицинском институте и продолжил трудиться в теперь уже реанимационном отделении Тихвинской ЦРБ.
За 40 лет медицина сделала грандиозный шаг в развитии технологии реаниматологии и анестезиологии. В арсенале врачей появилось современное диагностическое оборудование, расширились возможности лабораторных исследований, появилась сложнейшая аппаратура, позволяющая отслеживать динамику состояния пациента по десяткам показателей, новейшие фармпрепараты, обеспечивающие безопасность анестезии и уменьшающие риск побочных эффектов. При всем техническо-фармакологическом прогрессе самым главным фактором успеха в спасении жизни человека остается врач.
– Анестезиология и реаниматология находятся на пересечении нескольких специальностей – хирургии, терапии, гинекологии, травматологии, акушерства, фармакологии. Ты обязан в равной степени разбираться во всех системах организма: дыхании, кровообращении, работе опорно-двигательного аппарата, – объясняет Владимир Константинович. – Помимо того, это еще и техническая специальность, необходимо владеть современной медицинской аппаратурой, разбираться в приборах мониторинга. Надо уметь работать в команде – хирургической бригаде: спасти и помочь человеку мы можем только все вместе. Ещё в нашем деле важна хорошая реакция – пациенты на грани жизни и смерти не оставляют врачу времени на раздумье, а также – постоянное саморазвитие.
Миссия врача сложна и ответственна, а труд требует полной отдачи сил, опыта, знаний, душевной щедрости. Именно поэтому врач учится каждый день на протяжении всей своей жизни. Владимир Константинович не исключение. Если врач не продолжает над собой работать, перестает постоянно учиться и приобретать новые знания – он остается в прошлом веке. В советские времена, а затем в постперестроечные было крайне сложно достать специализированную медицинскую литературу, своего рода альтернативой становились научно-практические конференции, где реаниматологи-анестезиологи делились практическим опытом. В.К.Чантуридзе старался участвовать в таких встречах ради общения с коллегами-практиками. В наше время возможности для профессионального совершенствования расширились благодаря Интернету и доступу к переводам статей зарубежных специалистов, но по-прежнему врач ценит живой обмен опытом, ведь каждый случай из врачебной практики уникален. Владимир Константинович и сам бы мог поделиться не одной сотней своих историй чудесного возвращения пациента к жизни, правда, почему-то такие не запоминаются, а вот случаи, когда не удалось помочь, остаются в памяти надолго.
– Всегда, даже если изначально понимаешь, что пациент безнадежен, смириться с этим не получалось, – рассказывает врач, – долго потом анализируешь каждое свое действие, все равно винишь себя за то, что не смог помочь. К этому невозможно привыкнуть..
Труд врача-анестезиолога-реаниматолога один из самых тяжелых не только в физическом, но и в эмоциональном плане, поэтому эта специальность входит в группу риска по профессиональному выгоранию. Как за много лет работы в постоянном стрессе Владимиру Константиновичу удалось сохранить эмоциональное равновесие? Его отдушина – самые близкие люди: семья и друзья. Сын Александр пошел по стопам отца –- стал врачом анестезиологом-реаниматологом, сейчас возглавляет ОАРИТ городской больницы №8 в Саратове. Дочь Татьяна в выборе профессии вдохновилась увлечением отца – биологией, окончила Санкт-Петербургский государственный лесотехнический университет им. С.М.Кирова и работает в сфере садово-паркового хозяйства в Сантк-Петербурге. Свободное от работы время Владимир Константинович любит проводить на даче, занимается цветоводством, причем выбирает растения, которые требуют большего ухода.
12 августа Владимиру Константиновичу исполнится 70 лет. Врач говорит, что за работой забывает о возрасте, усталости не замечает, а каждая успешная операция, спасенная жизнь придаёт силы, поэтому на своем посту он обещает быть как можно дольше.
Алла Шабанова