На гребне второй волны

Несмотря на приближающиеся зимние холода, для тихвинских медицинских работников ноябрь всегда оставался горячей порой: сезонный рост количества респираторных заболеваний, увеличение обращений за плановой медицинской помощью, проведение вакцинации, профилактического осмотра и диспансеризации. Нынешней осенью к привычным заботам прибавилась вторая волна COVID-19. Это потребовало серьезной перестройки в работе медицинского учреждения, прежде всего поликлинических служб, ведь задача сохранения доступности и качества медицинской помощи, при этом сделать ее максимально безопасной для пациентов и персонала в условиях распространения новой коронавирусной инфекции, с повестки дня не снимается. О том, какие изменения претерпевает работа первичного звена, мы попросили рассказать главного врача ГБУЗ ЛО «Тихвинская межрайонная больница имени А.Ф.Калмыкова» А.А.Горшкова.

  • Александр Александрович, первую ковидную волну, можно сказать, мы пережили относительно благополучно. За это время очень многое узнали о вирусе. Зарегистрированы первые отечественные вакцины от COVID-19. Постоянно с учетом новых знаний обновляете методику лечения заболевания. Стала ли вторая волна для тихвинских медиков неожиданностью?
  • Мы прекрасно отдавали себе отчет, что вторая волна нас не минует, поэтому готовились. Сделали запас средств индивидуальной защиты. Укрепили материальную базу, в арсенале врачей имеется все необходимое медицинское оборудование и лекарственные препараты. Постоянно проводим обучение персонала по новой коронавирусной инфекции. Практически все наши врачи, в том числе узкие специалисты, освоили дополнительную специализацию по инфекционным болезням и свои знания успешно применяли во время первой волны, работая в ковидном госпитале.
    Еще в марте в городской поликлинике открыли кабинет неотложной медицинской помощи для пациентов с признаками ОРВИ и гриппа, в нем вели прием и в период относительного летнего затишья. Это позволило развести потоки больных с неотложными показаниями по профильным хроническим и соматическим заболеваниям и пациентов инфекционного профиля с признаками ОРВИ. Кабинет неотложной медицинской помощи имеет отдельный вход, таким образом мы постарались исключить пересечение больных и здоровых пациентов в здании поликлиники.

При входе в городскую и детскую поликлиники, женскую консультацию, стационар проводим термометрию. Обязательным является соблюдение масочного режима. В коридорах и холлах установлены санитайзеры для пациентов и посетителей, размещена информация о необходимости соблюдать дистанцирование. Меры нацелены на обеспечение безопасности пациентов и снижение риска заражения СOVID-19 при посещении медицинского учреждения.
Организовано и продолжает действовать дистанционное оформление рецептов льготным категориям граждан, большая часть из которых – люди старшего возраста.
Всем пациентам с повышенной температурой и симптомами ОРВИ, гриппа настоятельно рекомендуем оставаться дома и вызвать врача. Кстати, и в первую волну, и в настоящее время именно оказание неотложной помощи на дому стало приоритетом в работе поликлинических служб. Напомню, весной действовали ограничения на оказание плановой медицинской помощи, что дало возможность перераспределить кадровые ресурсы, дополнительно привлечь специалистов для оказания неотложной помощи пациентам с ОРВИ, гриппом, новой коронавирусной инфекцией.
Для обслуживания пациентов с подозрением или подтвержденным диагнозом СOVID-19 на амбулаторном этапе сформированы специальные ковидные бригады в составе фельдшеров и врачей-терапевтов. В первую волну такая организация работы показала свою эффективность. Определяющую же роль тогда сыграло соблюдение правил самоизоляции, карантинных мероприятий самими жителями.

  • Несмотря на боевую готовность, все же вторая волна стала вызовом для тихвинской системы здравоохранения. Жители пристально следят за статистическими сводками Роспотребнадзора, и они не радуют. Ежедневно фиксируют прирост заболевших, причем это не единичные случаи, отмечены сбои в работе поликлинических служб. Что пошло не так?
  • Эксперты прогнозировали вторую волну COVID-19, но не ожидали, что она окажется настолько мощной. Есть объективные факторы – рост заболеваемости новой коронавирусной инфекцией пришелся на эпидемиологически неблагоприятный период сезонных ОРВИ. Мы видим, что жители стали более настороженно относиться к простудным заболеваниям. Если в прошлые годы за медицинской помощью большей частью обращались тогда, когда болезнь не удавалось локализовать в домашних условиях на раннем этапе, теперь из-за коронавируса уже при малейших признаках недомогания люди стремятся получить квалифицированную медицинскую помощь.
    Что касается основной причины, то она носит, на мой взгляд, субъективный характер. Министр здравоохранения России Михаил Мурашко в одном из своих выступлений отметил, что вторую волну COVID-19 могут предотвратить сами россияне, если будут соблюдать простые противоэпидемические правила: масочный режим, дистанцирование, гигиену рук, ограничение контактов и так далее. Такие меры безопасности наиболее действенны, поскольку направлены на то, чтобы снизить скорость нарастания количества случаев заражения, а, значит, сгладить всплеск эпидемии, при котором одновременно заболевает большое количество людей, и тем самым избежать огромной нагрузки на систему здравоохранения.
    К сожалению, далеко не все тихвинцы выполняют требования без-опасности, сказывается ковид-диссидентство, недооценка опасности и коварства инфекции, кто-то видит в этих ограничениях нарушение своих прав, наконец, элементарная безответственность… В результате мы получили эффект нарастающего снежного кома – одновременно за медпомощью обращается большое количество пациентов.
    Первым под удар попал call-центр. Отмечу, что по количеству операторов он является самым крупным в Ленинградской области, 14 операторов (эквивалент 14 телефонным линиям) одновременно могут принимать звонки. Если в самые напряженные дни первой волны фиксировали в среднем 1200 – 1500 звонков, большая часть которых приходилась на утренние часы, то сейчас поступает более 3500 звонков, одновременно на линии находится 50 – 60 человек.
    На пределе своих возможностей работают и врачи, средний медперсонал. До перевода Тихвинского района в «красную зону» продолжали оказывать плановую помощь, проводить профилактические осмотры, диспансеризацию. Кроме того, выполняем требования Роспотребнадзора по работе с контактными пациентами. Неотложная помощь необходима и пациентам нековидного профиля.
  • В последние недели больше всего нареканий жителей звучит в адрес саll-центра, невозможно дозвониться, чтобы вызвать врача на дом. Тихвинцы жалуются на то, что долго приходится ждать врача «неотложки», на очереди в городской поликлинике на прием, на недоступность медицинской помощи. Понятно, что с пандемией такого масштаба сталкиваться не приходилось, но все-таки каким-то образом планируете отрегулировать работу первичного звена?
  • Надо понимать, что с таким серьезным вызовом мы (речь идет не только о нашей больнице, но и о всей отечественной системе здравоохранения) столкнулись впервые. Да, есть опыт первой волны, из него мы максимально взяли то, что эффективно работает в условиях пандемии. Теперь пришло время новых решений, они как раз затрагивают работу поликлинических служб. Поскольку сегодня наибольшее число обращений связано с новой коронавирусной инфекцией, сезонными респираторными заболеваниями, то мы отдельно выделили пациентов инфекционного профиля, разделили их на три группы и по каждой организовали работу.
    Первая – пациенты с подтвержденным диагнозом COVID-19, вторая – жители, контактные по новой коронавирусной инфекции (на основании предписания Роспотребнадзора), но не имеющие симптомов заболевания, третья – это люди, болеющие ОРВИ, пневмонией в легкой форме (клиническая картина заболевания позволяет проходить лечение на дому без госпитализации в стационар) и с подозрением на симптоматику новой коронавирусной инфекции.
    Специально для первой группы открыли бесплатную круглосуточную горячую линию по вопросам оказания медицинской помощи – телефон 8-800-350-49-93. Звонки принимает администратор, который ведет журнал обращений, записывает данные пациента, контактные телефоны, по которым с ним можно связаться, суть вопроса, в зависимости от темы обращения осуществляет маршрутизацию – передает обращение специалисту, который должен связаться с пациентом и ответить на вопросы, касающиеся, например, назначаемых лекарственных препаратов, тактики лечения. К этой категории пациентов мы также подключаем и консультацию в режиме онлайн с использованием телемедицинской технологии. Проект по телемедицине реализуем совместно с «Билайн». При наличии технических возможностей пациент с COVID-19 может проконсультироваться с врачом по видеосвязи. Пока этот формат работает в тестовом режиме, но в дальнейшем мы будем его развивать.
    Информационное и медицинское сопровождение второй группы пациентов – контактных по новой коронавирусной инфекции и не имеющих симптомов ОРВИ – осуществляет контактный офисный центр. В его задачу входит наблюдение за такими пациентами. Центр работает только на исходящие звонки. Для работы в нем мы привлекли волонтеров – студентов старших курсов Тихвинского медицинского колледжа. Ежедневно с 8.00 до 20.00 они обзванивают пациентов, находящихся под наблюдением по контакту с новой коронавирусной инфекцией, проводят аудиоопрос по разработанным на основе актуальных методических рекомендаций Минздрава России алгоритмам. При наличии отклонения или ухудшения в состоянии пациента волонтеры сообщают об этом кураторам из ковидной бригады, которые в дальнейшем осуществляют медицинское сопровождение больного.
    Наконец, с третьей, самой многочисленной группой, в которую входят пациенты с симптомами ОРВИ, пневмонией, подозрением на COVID-19 работает консультационный центр. Его функция включает в себя проведение мониторинга за состоянием пациентов, коррекцию терапии, консультирование по тактике лечения, определение риска, связанного с динамикой заболевания, оперативное реагирование на ухудшение состояния больного. В работе центра задействованы врачи амбулаторного звена и стационара, прошедшие подготовку по новой коронавирусной инфекции. Ежедневно по графику специалисты обзванивают пациентов, проводят аудиоопрос о состоянии здоровья. Если возникнет необходимость в осмотре пациента на дому, врачи передают эту информацию о детях – в детскую, о взрослых – в городскую поликлинику. Амбулаторные службы организуют выезд врача к пациенту на дом.
  • Каким образом пациент узнает, что ему должны позвонить и куда обращаться, если он так и не дождался звонка?
  • Первичный осмотр пациента на дому в обязательном порядке проводим очно. Медицинский работник «неотложки» либо ковидной бригады, помимо осмотра пациента, просит его заполнить анкету с указанием персональных данных, адреса, места работы, контактного телефона, даты посещения врачом отделения неотложной медицинской помощи, затем передает эти данные в консультационный или контактный офисный центр в зависимости от группы.
    Поскольку мы только начали работать в формате амбулаторного консультационного центра, то возможны накладки, поэтому, если по какой-то причине пациент не дождался звонка, он может позвонить на телефон горячих линий детской поликлиники 8-981-751-91-22 (если вопрос касается наблюдения ребенка) или городской поликлиники 8-911-011-83-88 (если речь идет о взрослом).
    Мы надеемся, что благодаря амбулаторному консультационному центру удастся существенно сократить число обращений в call-центр, повысить доступность медицинской помощи для пациентов с хроническими неинфекционными заболеваниями.
  • Новый формат работы позволит снизить нагрузку на медучреждение в целом?
  • Нет, скорее речь идет о перераспределении наших сил в условиях дефицита кадров, в первую очередь врачей-терапевтов, и неблагополучной эпидемиологической ситуации. Нагрузка, к сожалению, будет только возрастать, если сохранится тенденция роста количества заболевших. Но на сегодняшний день такое разделение, пожалуй, единственно верное решение, которое дает возможность координировать работу, избежать хаоса, обеспечить пациентам доступ к медицинской помощи.
  • Перестройка в работе амбулаторной службы поможет сдержать рост заболеваемости за счет более эффективной работы с пациентами инфекционного профиля?
  • Силами одних медицинских работников невозможно кардинально переломить ситуацию. Хотя за прошедшее время мы много узнали о вирусе, вопросов по-прежнему остается немало, например, невозможно спрогнозировать развитие заболевания, иммунный ответ организма на вирусную атаку, какими последствиями и осложнениями оно грозит в дальнейшем. Существенно повлиять на распространение новой коронавирусной инфекции сможет всеобщая вакцинация населения и формирование коллективного иммунитета. Но это в перспективе, а в настоящее время сдержать рост инфицирования можно, только прервав цепочку передачи вируса. И здесь ведущую роль играют не врачи, а сами жители.
    Рост темпов распространения заболеваемости ОРВИ, гриппом, COVID-19 среди тихвинцев – это тревожный сигнал, напоминающий об ответственности каждого из нас за свое здоровье и здоровье окружающих. Необходимо выполнять простые рекомендации по санитарной безопасности: дистанцирование, ношение маски и частая обработка рук.
    Следует избегать также многолюдных мест, по возможности сократить контакты с другими людьми, обязательно выполнять правила профилактики ОРВИ, например, сделать прививку от гриппа, в случае заболевания не заниматься самолечением, а вовремя обратиться за медицинской помощью
    Вопросы задавала Алла ШАБАНОВА.