По статистике ООН, 15 % населения Земли имеют разную степень инвалидности. Это порядка миллиарда человек. Между тем общество все еще учится принимать людей с особенностями развития и взаимодействовать с ними.
Шагать навстречу
В 2012 году Россия ратифицировала Конвенцию по правам инвалидов, на государственном уровне поддержав социальную философию инклюзии — реального включения в активную общественную жизнь людей, имеющих трудности в физическом развитии или ментальные особенности.
Программа «Доступная среда» трансформирует городское пространство для жителей с особыми потребностями. Закон об образовании РФ дает право любому ребенку учиться в любом образовательном учреждении по выбору родителей. В трудовом законодательстве прописано право на сопровождаемое трудоустройство инвалидов и квоты рабочих мест.
Однако инклюзия — это не только пандусы, тьюторы, адаптированные учебные программы, но и отношение окружающих — одноклассников и их родителей, соседей, коллег. И это пока остается большой проблемой.
«Общество еще не готово принимать особенных членов, — говорит Алексей Блинов, папа девочки с аутизмом из деревни Новосиверской Гатчинского района. — Алина на домашнем обучении, со сверстниками контактирует нечасто. Но и в этих редких случаях мы наблюдаем косые взгляды и слышим обидные реплики».
Начинать с семьи
В семье Блиновых уверены: негативный посыл часто идет от взрослых. Если у них самих нет знания и понимания, как общаться с людьми с инвалидностью, то и детей они этому научить не могут. Встретив особенного ребенка (например, во время прогулки) и не зная, как себя вести в такой ситуации, окружающие «выпускают колючки».
Психологи такой негатив и даже агрессию общества объясняют ксенофобией. Это боязнь чужого, страх перед тем, кто отличается от тебя. Он, кстати, срабатывает не только на людей с инвалидностью. На любое отличие — другой цвет кожи, необычную внешность или поведение. Если тебе страшно, ты защищаешься. Как? Чаще всего — нападая.
Проверенный вариант снять страх — дать исчерпывающую информацию о незнакомом объекте. Родители Алины Блиновой считают, что рассказывать об особенных членах общества нужно на родительских собраниях в детских садах. Чтобы мамы и папы поняли и внушили своим малышам: лишняя хромосома или инвалидное кресло — не повод для отторжения. Более того, у ребят с инвалидностью есть чему поучиться.
Так, Алина — талантливый художник. Выставка ее картин с успехом прошла в Доме дружбы Ленобласти, потом переехала в Дом культуры в Белогорке. «Экспозиция была организована при поддержке администрации Сиверского городского поселения, и это важный шаг в развитии инклюзии. Посмотрев картины, люди просили разрешения прийти к нам в гости, узнать об Алине больше», — делится папа юной художницы.
Дружить без преград
В Колтушах Всеволожского района работает спортивный клуб имени Рафаэля Зиновьева. Он назван в память о мальчике — первом капитане первой в области команды детского следж-хоккея (это аналог хоккея с шайбой для людей с инвалидностью).
«В клубе тренируются три категории юных хоккеистов: мальчики 3-7 лет, девочки 8-16 лет и команда следж-хоккея. Это позволяет переступить барьеры в коммуникации, — говорит директор АНО «Центр социального и спортивного развития «Амалиэль» Дмитрий Зиновьев. — Спортом занимается 71 ребенок, из них 16 ребят — с ограниченными возможностями здоровья. Мероприятия мы стараемся проводить для всех групп сразу, тем самым учим детей дружить и поддерживать друг друга, несмотря на особенности развития».
Работа по вовлечению детей с инвалидностью в социум должна вестись на всех уровнях, включая государственный, уверен руководитель АНО. Воспитывать толерантность необходимо со школьной скамьи. В ряде регионов России практикуются «Уроки доброты». Хорошо бы и в Ленобласти разработать аналогичную программу.
«Мы организовывали в Кингисеппе игру по следж-хоккею. Поначалу наше предложение встретили настороженно. Но когда партнеры узнали о нашей команде RedRocket больше, от непонимания не осталось и следа. Игра прошла на ура! На следующий выезд нас уже ждали с радостью. Чем больше личных контактов, общения — тем меньше преград», — объясняет Дмитрий Зиновьев.
Тиражировать опыт
«Некоммерческие организации, благотворительные фонды, реализующие программы помощи детям и взрослым с инвалидностью, чувствуют поддержку властей Ленинградской области. Полноценная жизнь таких наших сограждан — комплексная задача. Мы плотно взаимодействуем с комитетами по социальной защите, по образованию. Социально ориентированные проекты поддерживаются грантами губернатора Ленинградской области», — говорит председатель регионального отделения Всероссийской организации детей-инвалидов и инвалидов старше 18 лет, нуждающихся в представительстве своих интересов (ВОРДИ), Оксана Громова.
В регионе немало успешных инклюзивных практик. В Киришах работает фонд «Ангел надежды», в Гатчине — семейный клуб «АкунаМатата». Список можно продолжать.
«Этот опыт нужно тиражировать, чтобы аналогичные проекты работали во всех районах, — полагает Оксана Громова. — Безусловно, нужно больше заниматься развитием доступной среды. Тогда семьи, в которых воспитываются дети с инвалидностью, будут чаще появляться на людях. А чтобы общество их правильно воспринимало, требуется большая просветительская работа».
Все собеседники «Ленинградской панорамы» настаивают на важности своеобразных памяток или инструкций о правилах общения с особенными членами общества. Эффективными также будут видеоуроки и короткие ролики. Их следует демонстрировать по телевидению, а также показывать в общественных местах, социальных центрах, учреждениях здравоохранения.
Людмила Кондрашова
Фото из архивов героев публикации
Памятка
Как рассказать ребенку об особенных сверстниках
Объясните, что люди бывают разными — одни быстро бегают, а другим трудно передвигаться, кто-то плохо слышит или лишен зрения, кто-то любит поболтать, а иные общаются на языке жестов… У всех нас есть сильные стороны и слабости. Все мы равные члены общества.
Говорите не о конкретных диагнозах, а о том, как они проявляются в поведении человека. Поясните, что аутизм, синдром Дауна, ДЦП — особенности развития. Этим нельзя заразиться, и неправильно называть таких детей больными.
Предупредите: некоторые особенные дети могут громко кричать, размахивать руками, у них необычная мимика. Не нужно бояться, они неопасны и неагрессивны. Просто им бывает трудно выразить чувства и эмоции, у них повышенная чувствительность к звукам, запахам, тактильным ощущениям.
Расскажите о правилах общения с такими детьми:
уважай личные границы собеседника, перед началом разговора убедись, что он готов общаться;
предупреждай, что хочешь сделать: «Я дам тебе игрушку», «Я возьму тебя за руку»;
прежде чем передвинуть человека на коляске, спроси его разрешения;
общаясь с плохо слышащими, со слабовидящими, а также с детьми с ментальными нарушениями, говори внятно, короткими фразами. Не торопись, жди ответной реакции.
Такой разговор с детьми должен состояться прежде, чем они столкнутся с людьми с инвалидностью. Если ребенок будет готов, то страх, а тем более конфликтная ситуация не возникнут.
Цифра: 7583 школьника с ограниченными возможностями здоровья или инвалидностью в прошлом учебном году обучались вместе с детьми без нарушений в развитии в общеобразовательных школах Ленобласти