Дворец культуры в Тихвине ненадолго ощутил себя Мариинским театром: на его сцене выступила прославленная оперная труппа во главе с маэстро Валерием Гергиевым. «Ночь перед Рождеством», пожалуй, самая яркая и красочная опера Римского-Корсакова, которой и открыли фестиваль, посвященный композитору и проведенный в том числе на его малой родине в день рождения.
Творчество выдающегося классика Николая Гоголя всегда привлекало композиторов. Начало традиции использовать произведения великого писателя в оперном искусстве положил Петр Чайковский, написав оперу «Черевички» по мотивам веселой волшебной повести «Ночь перед Рождеством». Но это произведение не смог обойти в своем творчестве и наш земляк Николай Римский-Корсаков. Маэстро так увлекла эта история своей поэтичностью и незлобным юмором, что он написал на этот сюжет настоящую добрую зимнюю сказку, в которой переплетается волшебство и красивая романтическая история любви. Тихвинский зритель в этом смог убедиться сам, благодаря настоящему музыкальному подарку, который сделал нашему городу Мариинский театр и его художественный руководитель Валерий Гергиев. Пришедшим на спектакль показали его обновленную сценическую версию, премьера которого состоялась в январе.
Как отметил маэстро, изначально оперу планировали презентовать в Тихвине на рождественские праздники, но помешал этому коронавирус и связанные с ним ограничения. Но это нисколько не испортило впечатление. Напротив, с первых же секунд оперы, стоило лишь подняться занавесу, как зритель был погружен в атмосферу настоящего волшебства. Зимняя ночь, желтая луна, мерцающие звезды, яркие костюмы, красочные декорации, великолепная игра актеров и такой знакомый с детства сюжет подарили настроение Нового года и Рождества, несмотря на то, что на дворе уже давно март.
Внимательный зритель мог заметить, что в «Ночи перед Рождеством» все построено на противопоставлении двух миров: реального и сказочного. Еще бы я назвал этот спектакль торжеством физического действия. Персонажи непрерывно чем-то заняты, и это выглядело совершенно не надуманно: действия естественно и логично перетекали одно в другое и складывались в очень трогательную историю. Даже после смены декорации, предполагающей опущенный занавес, артисты не заставляли зрителей скучать, а продолжали развивать сюжет небольшими смешными зарисовками. Комические моменты заставляли зал вздрагивать от смеха. Знающему повесть Николая Васильевича было интересно еще и наблюдать, как актеры обыграют тот или иной сюжетный поворот. А делали они это виртуозно!
Казалось, пространство сцены Дома культуры было неподходящим для такого масштабного произведения, но оно было освоено с редкой изобретательностью. Например, оркестр был скрыт от зрителя у основания сцены, что создавало впечатление магического присутствия – музыка будто доносилась из пустоты, что лишь усиливало впечатление от происходящего на сцене.
Тихвинские зрители остались довольны от полученных ярких эмоций, они с радостью делились друг с другом впечатлениями, и казалось, что затяжная зима на время отступила, а серое тихвинское небо стало немного другим, чуть красочнее и добрее.
Илья Назаров.