Наш корреспондент встретился с лидером тихвинской зоозащитной некоммерческой организации «Добрые руки» Тамарой Павловой и узнал, как устроена работа в приюте для бездомных животных, кто туда попадает и почему?
– Зооволонтерское движение в городе существует уже около девяти лет, что сподвигло вас работать в этой организации? Как от простого сочувствия к брошенным животным вы пришли на помощь реальными действиями?
– Это случилось шесть лет назад, и моя история очень грустная. Потеряла свою первую и очень верную собаку. Животное серьезно заболело и спасти не удалось. Остались лекарства, которые мне посоветовали отдать в приют, чтобы не пропали. Так я впервые оказалась в нем. Через неделю снова пришла туда, чтобы найти отдушину в общении с животными, которых там увидела, мне они показались очень родными и близкими. Счастье, которое я испытала тогда, помогая другим существам, оказалось гораздо сильнее и глубже, чем боль утраты, и я втянулась в историю спасения и обретения прочно и навсегда. Теперь это дело моей жизни, которая наполнена космическим смыслом.
– Как официально называется ваш приют и где он находится? Сколько лет существует?
Приют возник около девяти лет назад, но находился он в другом месте. Раньше была одна некоммерческая организация, которая носила название «Защита животных», но три года назад эту организацию самоликвидировали, организовали новую, которую назвали «Добрые руки». Но в группе ВКонтакте приняли решение остаться под старым названием «Защита животных» – люди привыкли к нему. Находимся мы за пределами города и жилых домов, ведь не всем нравится подобное соседство, но, честно говоря, и нам спокойнее. Место своей территории мы не разглашаем по ряду причин –люди не всегда правильно расценивают работу приюта, например, некоторые недобросовестные граждане, зная адрес, могут подкинуть у входа в коробочке кошку или щенка, что случалось неоднократно.
– Какое количество животных прошло через вашу организацию, сколько их сегодня и какова дальнейшая судьба каждого питомца?
– Через приют прошли сотни животных, многие из них пристроены, но конкретное количество я не могу назвать, учет ведем лишь последние годы. Пристраивали котят, щенков, взрослых собак, а также помогаем с так называемыми «передержками», это когда у нас нет места и приходится искать неравнодушных людей, которые, пока мы ищем бездомным четвероногим новых или старых хозяев, могли бы на время приютить их. Люди откликаются, но таких, к сожалению, немного.
Любое животное, которое по каким-то причинам попало к нам, может жить в приюте до тех пор, пока мы не найдем ему дом и любящих хозяев. Животное должно обрести свою семью – в этом наша задача. Никто не остается на улице. К сожалению, добрых рук не хватает, не все хотят бездомную и беспородную дворнягу, а у нас они – основной контингент. Если получается найти новых хозяев, то обязательно держим с ними связь.
– Тамара, расскажите об условиях содержания ваших подопечных.
– Главное – наше к ним внимание и любовь, что просто необходимо для любого живого существа, без этих составляющих не может быть и хороших условий. Наши питомцы всегда накормлены, вольеры у них уютные, чистые, просторные и теплые, летом мы даже сооружаем для наших четвероногих бассейн. Они не сидят на цепи и не ютятся целыми днями в вольерах, у них полная свобода действий – гуляют с утра до вечера, благо площадь территории это позволяет. Хотелось бы погулять с каждой собакой отдельно, выйти с ней в лес, но для этого не хватает людей. Также мы постоянно обеспечиваем им ветеринарное обслуживание. Сейчас в приюте – восемьдесят животных, три из них – кошки.
– Вы регулярно сталкиваетесь с судьбами брошенных животных: кого-то нашли на улице, других подбросили нерадивые хозяева. История какого питомца запомнилась вам больше всего?
– От хорошей жизни животное не попадет в приют. У каждого из них своя грустная, трагическая история, каждая из них оставляет свою метку в душе и памяти. Но есть одна общая деталь – их всех спасли от смерти. Не могли пройти мимо… Например, часто бывает так: собака попала под машину, а водитель, разумеется, спокойно поехал дальше, даже не остановился. Кого-то люди специально искалечили, кого-то привезли и бросили у забора приюта – авось возьмут. Вообще, это у нас обычное дело: купили собаку весной, чтобы у детей на даче была такая живая игрушка, а осенью уехали в город, а собаку оставили наедине с собой. Случается, выбрасывают старых собак, которые болеют, ведь лечить-то их слишком хлопотно…
Каждый подобный случай запоминается, мы помним все. Здесь нет животных с легкой судьбой: кого-то сбила машина, кого-то нашли в лесу привязанной, у кого-то умирают хозяева, и они остаются на улице. Совсем недавно у нас появилась собака, которая спаслась из горящего дома, но ее хозяин погиб в пожаре, обгоревшее животное попало к нам. Два года назад зимой кто-то вывез щенят за город у деревни Ругуй и облил кипятком, случайные неравнодушные прохожие принесли несчаст-ных к нам. Собаку по кличке Батон нашли в лесу в капкане – он больше недели провел в нем, лапу пришлось ампутировать. Собаку Альму сбила машина в Шугозере, она к нам попала с открытыми переломами…
– Расскажите, кто вам помогает в этом, несомненно, благородном деле? Есть ли меценаты?
– У нас нет государственной поддержки или постоянных финансовых спонсоров, которые могли бы обеспечить нам заработную плату, поэтому все мы работаем на добровольной основе. Каждый наш сотрудник – это волонтер, помогающий безвозмездно. На самой территории сейчас ежедневно находится пять основных работников. В приюте работа идет круглосуточно, до самой ночи, я провожу там до четырнадцати часов практически ежедневно. Но, конечно, есть те, кто с пониманием относится к нашим проблемам.
На весенние субботники приезжают учащиеся из разных школ Тихвина, разносят сено для лежанки по будкам, собирают деньги на корм. Есть люди, которые помогают финансово – оплачивают чеки на продукты, лечение. Это простые люди с обычными заработками, которые жертвуют по возможности – кто-то 50 рублей, кто-то больше. Мы им чрезвычайно благодарны. Но, к сожалению, не нашлось ни одного бизнесмена, который бы помог приюту.
– Волонтеры, которые помогают вам, кто эти люди? Чем они мотивированы? Мне они напоминают настоящих подвижников.
– Причины могут быть разные. Для одних помощь животным – это способ избавиться от одиночества и плохого настроения, а у кого-то душа болит за бездомное животное, он просто не может оставаться равнодушным наблюдателем. Это нормально помогать тем, кто нуждается в помощи, ненормально обратное. Волонтером может стать каждый, для этого не нужно быть особенным человеком. Важно лишь иметь доброе и отзывчивое сердце и совсем немного свободного времени. Нам помогают обычные девочки и ребята, которые хотят видеть животных счастливыми.
Многим кажется, что в приюте мало работы – покормил, выгулял подопечных, убрал нечистоты и… дело сделано. Но вы правы, они настоящие подвижники, ведь не каждый выдерживает этот ежедневный, тяжелый, изматывающий труд, поэтому бывает так, что кто-то из волонтеров уходит. Были месяцы, когда в приюте работало до десяти человек, а случалось, что полгода мы оставались втроем. Помимо работы непосредственно в приюте, волонтеры ведут страницы в социальных сетях и распространяют информацию о животных, которым можно помочь. Мы преподносим всю информацию в положительном формате. Рассказываем, какие характеры у животных, как проходит лечение, показываем, как живут питомцы в новых семьях.
– В России существует серьезная проблема с бездомными животными. Есть ли способ ее решения, помимо строительства большего числа приютов?
– Чтобы решить проблему с бездомными животными, играет роль не количество приютов, ведь сколько будет приютов, столько возникнет и бездомных животных. В этом мы убедились на собственном опыте. Когда-то в Тихвине был приют на двадцать собак – его быстро заполнили, появился приют на пятьдесят мест – снова заполнили, добавили вольеры до семидесяти – и вскоре в нем не оказалось свободного места.
Приюты в корне не решат проблему с бездомными животными. Главное, как бы это банально не звучало – ответственное отношение людей к животным, а именно забота, внимание, и если нет терпения и желания гулять с собакой в шесть утра, то стоит задуматься, нужна ли она тебе? Безответственных людей раздражает желание домашних питомцев быть любимыми. И разговор не только о собаках и кошках, есть случаи в Тихвине, когда на помойке оказывался хомячок, а на дороге в луже – черепашка.
Также я считаю, что полиция должна участвовать в этом процессе. Есть случаи, когда человек пишет заявление о жестоком отношении к животным, аргументируя это фотографиями и видео, а заявление не принимают. Кстати, в разных странах очень хорошие результаты контроля за исполнением законодательства показывает факт создания подразделения полиции по защите животных. Возможно, и в России стоит задуматься об этом.
– Как вы думаете, поможет ли полноценное выполнение системы «ОСВВ» решить проблему с бездомными животными?
– Несомненно, отлов-стерилизация-вакцинация и выпуск в привычную среду обитания животного играет важную роль в этой проблеме. За последние шесть лет я заметила, что бездомных щенков на улицах стало меньше, а значит, и несчастных судеб уменьшилось. При отсутствии государственных приютов система «ОСВВ» – единственный выход хотя бы как-то регулировать численность бездомных животных. Но, как я говорила выше, их в стране не станет меньше, пока владельцы не поймут, что животное – не предмет мебели, от него нельзя отказаться, как от прохудившегося свитера или сломанной кофеварки. И если берете животное домой – вы ответственны за его жизнь.
Беседовал Илья Назаров.
Для всех, желающих помочь тихвинскому приюту «Добрые руки», существует группа ВКонтакте «Благотворительная группа «Защита животных» (https://vk.com/club84978644). Приюту необходима помощь.