В Тихвине состоялся XXI Открытый фестиваль духовой и джазовой музыки «Сентябрь в Тихвине».
Сны, былины, осень, джаз… Казалось бы, что может быть общего в таком необычном сочетании, но как раз это и есть то самое таинство, которое можно повстречать на сценических площадках нашего города в сентябре. Именно первый осенний месяц самый очаровательный и романтичный, отмеченный особыми красками, как собственно и та музыка, которая уже два десятилетия звучит под его аккомпанемент в Тихвине.
– Двадцать первый по счету фестиваль, который проходит на тихвинской земле – это признак признания и уважения той творческой составляющей, которая кроется в самом понятии «джаз» – в свободе, импровизации, в поиске собственного слушателя, – обратилась к собравшимся председатель комитета по культуре, спорту и молодежной политике районной администрации Елена Котова. – Этот проект занял свое лидирующее место не только в календаре культурных событий Тихвина, но и джазовых событий России.
Бессменный ведущий фестиваля, музыковед и теоретик джаза Владимир Фейертаг не смог не обратить внимания, что в этот раз зрителей в зале оказалось чуть меньше, чем обычно, но этому факту он нашел логичное объяснение – осень оказалась слишком «золотой» для того, чтобы сидеть в зале, даже ради любимой музыки:
– Тема, которая всегда волнует джазового критика – что важнее: импровизация или композиция? Этот вопрос, спустя десятилетия, остается открытым. Джаз построен на импровизации, но никто не опровергал музыкальные формы, поэтому композиция присутствует всегда, так что будем слушать просто джаз в исполнении замечательных музыкантов.
– Даже не верится, что прошло более двух десятилетий с первого открытия. Я помню все фестивали, каждый по-своему интересен, – поделился с журналистами бессменный художественный руководитель «Сентября в Тихвине» Игорь Володин. – Каждый год стараюсь познакомить слушателя с новой стилистикой звучания джазовой музыки, новыми исполнителями.
И этот фестиваль не стал исключением. Игорь в очередной раз познакомил тихвинских меломанов с новыми именами, музыкальными направлениями, а исполнители удивляли благодарного зрителя богатством творческих идей.
Музыка коллектива «Второе приближение» из Москвы иногда напоминала музыкальное хулиганство, я и представить не мог, что у контрабаса есть иные возможности для звучания, например, можно его использовать и как ударный инструмент. Очень эффектно. Пьеса «Пьеро» поразила своей драматичной реалистичностью, особенно последний «стук сердца» в завершение композиции слышался как живой… Но закончили музыканты свое выступление веселой импровизацией, к которой мастерски подключили зрителей.
Ну и как же джаз без саксофона и классической четверки? Коллектив из Санкт-Петербурга Andrei Kondakov Electric Project подарил и то, и другое, а еще бархатный голос харизматичной певицы Эми Питерс с характерным для джазового женского вокала тембром.
В музыке «Новгородского диксиленда» из Великого Новгорода вы не нашли бы раскаяния, самокопания и бессонных ночей – в ней лишь жажда жизни, оптимизм, желание веселиться и танцевать. Не так уж и мало для того, чтобы провести время в «компании надежды и неунывающего настоящего». Новоорлеанцы знали толк в искусстве проводить время без забот!
Игорь Володин хорошо знаком тихвинской публике, он, как всегда, продолжил ее удивлять авторскими пьесами, некоторые из которых исполнил впервые на сцене – «Негромкий свет», «Апрельский дождь»… Удивительный эффект от музыки тихвинского музыканта – словно кто-то настежь распахивает окно давным-давно заброшенного дома, ты погружаешься либо в холодную, но уютную осень, либо в апрельский, совсем не безнадежный дождь, либо в гротескный сон болеющего ребенка, из ужаса которого его выводит мамин тихий голос, поющий колыбельную… И все это то самое, настежь распахнутое окно. А за ним – неизведанное, но желанное.
Изумил коллектив с необычным названием «Дзен трио». Кто не был знаком с древнерусским эпосом, смог это сделать на тихвинском фестивале, но не в прозе, не в стихах, а в музыке. «Сказание об Илье Муромце» – так называлась джазовая композиция гостей из Вологды, которую, по признанию автора Сергея Кузнецова, они никогда не доигрывают до конца. Уж слишком большой масштаб у русских былин. Соловей Разбойник, Идолище, Калин-царь, князь Владимир – каждый звук имел свой образ. Музыка, которая звучала со сцены напомнила мне doom metal: неспешный темп, межстрочный бас, ярко выраженное звучание барабанов, экстремальный вокал, напряженная атмосфера… А здесь еще и саксофон! Удивительное сочетание.
«Вот уж точно, что джаз – это музыка во славу человеческой жизни во всех ее проявлениях», – крутилась в голове мысль после всего услышанного.
– Пример фестиваля «Сентябрь в Тихвине», который состоялся не в первый, не в пятый и даже не в двадцатый, а в двадцать первый раз, доказывает, что даже в небольшом городе возможно существование устойчивой джазовой фестивальной традиции, если у нее есть «точка кристаллизации», – сказал после завершения фестиваля редактор московского журнала «Джаз.Ру» Кирилл Мошков. – В Тихвине такая точка есть – это композитор, пианист и продюсер фестиваля Игорь Володин. Мы пишем о тихвинском фестивале с 2008 года, и наблюдать его эволюцию мне очень интересно.
– Настоящее эстетическое удовольствие – джазовый фестиваль в Тихвине. Очень все понравилось, – поделилась своим впечатлением одна из зрительниц. – Удивительное выступление москов-ских гостей «Второе приближение». Из звукового хаоса они создавали гармонию, выводили музыкальную формулу.
– Спасибо организаторам и маэстро Игорю Володину за ежегодный праздник, музыку и ту «совершеннолетнюю» идею, которая возникла двадцать один год назад, собравшая столько много замечательных музыкантов! – эмоционально высказался тихвинец Антон Садков и признался, что именно музыка Игоря Володина однажды открыла для него джаз.
Джазовый week-end завершился в ресторане «Пражский», где праздничную атмосферу создавали участники санкт-петербургской группы Sweet Hot Jazz Band и фронтмен коллектива – поющий трубач Вова Чё Морале. Музыканты впервые посетили фестиваль в прошлом году и запомнились тихвинцам своим задорным выступлением.
«Джаз смывает с тебя пыль повседневности» – любил повторять великий барабанщик Арт Блэйки. И это правда. В который год я убеждаюсь в точности его высказывания на фестивале духовой и джазовой музыки «Сентябрь в Тихвине». И именно это подтверждает вот уже двадцать первый год подряд его художественный руководитель Игорь Володин.
Илья Назаров.