85 процентов россиян считают коррупцию самым серьезным проступком, а самыми «взяточными» сферами – медицину, ГИБДД, полицию и ЖКХ. Это следует из данных ВЦИОМ. Только за прошлый год в суд передано более 800 уголовных дел, связанных с коррупцией в сфере здравоохранения.
Прозрачность против взяток.
Стоит отметить, что на сегодняшний день система здравоохранения Ленинградской области вполне конкурентоспособна и не нуждается во «вливаниях» со стороны пациентов. Расходы в первом полугодии выросли по сравнению с тем же периодом 2019 года на 170,7 процента – на медицину Ленобласти за это время выделено 13,2 млрд рублей. В сложный период пандемии с января по июль 2020 года, следуя данным федерального казначейства, Ленобласть увеличила финансирование регионального здравоохранения до 16,86 млрд рублей.
К концу года в регионе планируется переход всех медучреждений на форму электронного взаимодействия. Это позволит вести электронные медицинские карты и постепенно переходить на электронные больничные листы, что сделает систему прозрачной.
А как поддерживают самих медиков? По словам председателя комитета по здравоохранению Ленинградской области Сергея Вылегжанина, единовременная выплата для врачей, которые устроились на работу в удаленные населенные пункты региона, составляет 1,5 млн рублей, для фельдшеров – 750 тысяч рублей. Медикам предоставляют служебное жилье, которое они впоследствии смогут оформить в собственность. Специалистам, которые впервые начали работать в региональных медучреждениях, ежегодно в течение трех лет единовременно выплачивают по 56,5 тыс. рублей. Молодые медики, которые впервые после окончания образовательного учреждения начинают работать фельдшерами отделений «Скорая помощь», тоже получат единовременное пособие.
В Ленинградской области поддержка сферы здравоохранения находится на высоком уровне. Так, по нацпроекту «Здравоохранение» за 2019 год построено 11 фельдшерско-акушерских пунктов и приобретено 48 передвижных медицинских комплексов. «По темпам развития выездных форм медицинской помощи Ленинградская область опережает многие субъекты России», – заявил губернатор Александр Дрозденко. Вместе с этим расширяется парк санитарной авиации – к 2024 году должна быть завершена организация ее работы с возможностью эвакуации из всех районов в круглосуточном режиме. При этом объеме выделяемых на региональную медицину средств громких случаев коррупции за несколько последних лет в Ленобласти выявлено не было.
Не надо «благодарностей»!
Если же говорить о российском криминальном коррупционном опыте в сфере здравоохранения, то, по данным Следственного комитета России, только в 2019 году в суд передано 873 дела, связанных с коррупционной составляющей в медицине в различных регионах.
– Мелкое взяточничество опасно тем, что создает благоприятный психологический фон для остальных форм коррупции. В разных сферах, в том числе в здравоохранении, действуют законы «рынка коррупционных услуг», когда спрос рождает предложение”, – объясняет тенденцию действующий генпрокурор России Игорь Краснов.
В целом чаще всего врачи попадаются на медосмотрах и справках за дополнительную плату, «благодарности» от пациентов и превышение должностных полномочий.
Но почему же люди, уверенные, что коррупция – это очень плохо, свои подношения медикам не считают чем-то зазорным? И, осуждая коррупцию в целом, сами спешат отблагодарить врача за отношение к пациенту?
Адвокат Сергей Харитонов отмечает, что коррупция в сфере здравоохранения была всегда: «Но здесь важно помнить: все, что вы дарите врачу – алкоголь, конфеты, чай и простая шоколадка, – это взятка. Если вы после операции даете деньги в конверте врачу – это не благодарность, это – взятка. Если ваши родственники оказывают какие-либо услуги мед-учреждению за то, чтобы вас избавили от камней в почках максимально безболезненно – это тоже взятка. А вот «выписать справочку» – это уже служебный подлог или превышение полномочий, как рассудит следствие. И если дело дойдет до суда, то врачу или медработнику грозит уголовное дело, поэтому не благодарите докторов, помните: лечить людей – это их работа»
Соня Томбер.