Час нашей памяти

image

26 января на привокзальной площади, возле монумента, напоминающего о сожженных эшелонах с людьми, прошел час памяти "Дети войны". Подготовили это мероприятие, посвященное снятию блокады Ленинграда, сотрудники центральной детской библиотеки совместно с учащимися третьих и четвертых классов школ №1 и 5. Все, кто проходил мимо, невольно останавливались, чтобы послушать, как воспринимают современные дети события Великой Отечественной войны, что знают, о чем будут помнить. Ребята декламировали стихи о тяготах, что пришлось перенести жителям блокадного Ленинграда, о тех взрослых и детях, кто так и не дожил до Дня Победы, прогиб от артиллерийских снарядов, от голода и холода.

Слезы наворачивались на глаза, когда звучали строки из дневниковых записей девочки Тани Савичевой. Почти вся семья Тани Савичевой погибла в период с декабря 1941 года по май 1942 года. В ее дневнике девять страниц, на шести из которых даты смерти близких людей – матери, бабушки, сестры, брата и двух дядей. Лаконичная констатация жутких фактов: «28 декабря 1941 года. Женя умерла в 12.00 утра 1941 года», «Бабушка умерла 25 января в 3 часа 1942 г.», «Лека умер 17 марта в 5 часов утра. 1942 г.», «Мама умерла 13 мая в 7 часов 30 минут утра. 1942 г.»… «Савичевы умерли». «Умерли все». «Осталась одна Таня»…

Один за другим взлетают в небо белые шарики, как души погибших ленинградцев. Сама Таня тоже не пережила войну. Она умерла уже в эвакуации 1 июля 1944 года. Блокаду пережили только ее старшие сестра Нина и брат Михаил, благодаря которым дневник Тани уцелел и стал одним из печальных символов Великой Отечественной войны.

Участники мероприятия еще раз вспомнили страшную трагедию 14 октября 1941 года, когда эшелон с эвакуированными детьми попал под вражеский обстрел на тихвинском вокзале. Возложили к монументу цветы.

Утро того рокового дня было теплым и солнечным. На путях на станции Тихвин стояли составы с ранеными и эвакуированными из Ленинграда женщинами и детьми, вагоны с боеприпасами и цистерны с горючим. Эти дети, казалось, были уже далеко от войны, голода и ужасов блокады: оставалось всего несколько километров, и они на Большой земле, в безопасности. Больше не нужно будет сутками просиживать в бомбоубежище, голодать, мерзнуть, замирать от страха при звуках сирены. Около 9 утра в небе показались вражеские самолеты. Враг без угрозы для себя сбрасывал фугасные и зажигательные бомбы на головы беззащитных людей: на станции тогда не имелось средств противовоздушной обороны, способных остановить налет. Начался сильнейший пожар, загорались составы, взрывались цистерны с горючим и вагоны с боеприпасами. К станции нельзя было подойти в течение нескольких часов: там бушевало пламя, рвались снаряды, куски дерева и металла разлетались на несколько километров.

В эти январские дни во всех школах Тихвинского района проходят мероприятия, посвященные освобождению Ленинграда от фашистской блокады. Часто на такие встречи с учащимися приходит Геннадий Табуреткин, руководитель военно-патриотического клуба «Патриот»:

– Мне очень близка эта тема, мои родственники были эвакуированы в Тихвин из Ленинграда, а отцу в то время было четыре года.

Вера Шольская