Пора прекратить зарывать

image

«Мусорная реформа» вошла в наш регион в виде компании АО «УК по обращению с отходами в Ленинградской области». Вошла региональным оператором, у которого нет собственного автотранспортного парка, современных полигонов, мусороперерабатывающих мощностей. Во всяком случае, ни о чем подобном на встречах руководителей регионального оператора  с населением не говорилось.  Вот и в Тихвине весь мусор вывозит тот же «Чистый город», на  тот же самый полигон. Реформировали область этапами. Первым удар принял на себя Приозерский район, затем Выборгский и Лужский. Положительной информации о том, как новая система обращения   с отходами показала себя там, почти не найти.

Что печалит Фомина.

В феврале этого года во время встречи с тихвинцами члена Совета Федерации Игоря Фомина относительно предстоящих поправок в Конституцию Российской Федерации зашел разговор и о «мусорной реформе». Игорь Вадимович не скрывал своего разочарования по поводу того, как воплощается в жизнь Федеральный закон №-89,  над  разработкой которого власть трудилась несколько лет. Это документ, регулирующий работу с мусором,  определяет, как происходит вывоз отходов на специальные территории,  как осуществляется их дальнейшая переработка, кто ответственен за эту процедуру, на каком уровне устанавливаются тарифы за обработку мусора и кто уполномочен их утверждать. Огорчен Фомин и тем, что даже официальное название Закона «Об отходах производства и потребления» в обиходе и даже на чиновничьем уровне не прижилось, трансформируясь в «мусорную реформу».
Принятие Закона подразумевало создание современной индустрии по обращению с отходами, прежде всего их переработке для дальнейшего использования. Сейчас в большинстве своем в России происходит захоронение стекла, пластика и других материалов, которые будут разлагаться сотни и тысячи лет, отравляя окружающую среду.

Конечно, бюджет Архангельской области получит за это от москвичей денежные компенсации. Но жители области оптимизма чиновников не разделяют.
Это яркий пример того, как управленцы не готовы к диалогу с собственным населением.
Мы зарываем в землю огромное количество ценного сырья,  которое могло бы превратиться в полезные и нужные вещи. Игорь Фомин привел примеры, как обращаются с отходами в соседних скандинавских странах. Каждая бутылочка, баночка находит свое применение. Конечно, это непросто сделать. Но ведь в Германии,  например, добились перехода на возвратную тару. И производители кока-колы, пепси-колы поставляют в магазины свою продукцию на условиях залога.  
А то  что происходит у нас,  иначе как варварством назвать трудно. Люди сегодня ощутили только повышение тарифов. А где тот конкретный современный завод, где идет переработка отходов и они превращаются в полезные вещи? Вот смысл реформы. В тариф заложена плата за услуги по раздельному сбору и переработке отходов. Но услуги-то не оказываются. Волна народного возмущения проходит не в одной Ленинград-ской области – по всей стране.
– Недавно я был в Архангельской области, там вообще катастрофическая ситуация, – рассказал Фомин. – Значительная часть населения этого региона проживает в частном секторе. Люди в шоке. Никаких перерабатывающих и утилизирующих мощностей народу не показали, просто подняли тарифы. А что взамен?
Уже после встречи Фомина с тихвинцами в апреле 2020 года стало известно, что губернатор Архангельской области Игорь Орлов подал в отставку. По мнению экспертов, одной из причин является пробуксовка «мусорной реформы».
 Основным катализатором протестов в Архангельской области стало строительство  мусорного полигона на юге области для приема железнодорожными составами мусора из Москвы.

А у нас страна большая.

Некоторые страны в мире преуспели в решении проблем с мусором. Например, Япония, где территория страны очень маленькая, а количество населения сравнимо с российским. Там совсем нет свободной земли и отдавать какие-то участки под мусорные полигоны совершенно не позволительно. Практически все отходы в Японии перерабатываются для вторичного использования. Весь мусор тщательно сортируется и что-то идет на вторичное использование без переработки, а что-то сразу в переработку. Из мусора делаются строительные материалы и даже отсыпают новые небольшие острова.
Другим ярким примером является Швеция, где утилизируют  99 процентов бытовых отходов. В этой стране перерабатывается вторично 50,6 процента мусора, сжигается  для производства энергии 48,6, отправляется на полигоны – 0,8 процента.
Конечно, России  проще, у нас много места и можно закопать, что в  основном и делали до последнего времени.
Надо отдать должное, в Тихвинском районе не самый плохой вариант судьбы бытовых отходов, их экологическая безопасность.
Как сообщил глава района Александр Лазаревич, у нас сертифицированный полигон, постоянно берут пробы воздуха, почвы. Превышение норм может обернуться крупными штрафами. Но на сегодняшнем этапе мы не можем просто вывозить мусор на полигон, складировать утрамбовывать и зарывать. В этом году должна заработать сортировочная станция на восемь постов. Глава района обещал  организовать для общественности экскурсию на этот объект, но из-за коронавируса мероприятие пришлось отложить.
А пока  реформа встретила дружное возмущение  населения. Жители ощутили лишь увеличение в несколько раз тарифов.  
Три на одного.
Вот какую историю поведал Александр Николаевич Игнашев, проживающий в частном доме на улице Пригородной:
«У меня был заключен договор напрямую с АО «Чистый город», исправно платил по 60 рублей в месяц. Потом тариф повысился до 80 рублей, а счет мне стала выставлять другая организация –  АО «Единый информационно-расчетный центр». Я же по-прежнему исправно отправлял деньги напрямую «Чистому городу». А вскоре мне перестали перечислять выплаты как ветерану труда. Оказалось, за долги по вывозу мусора. Так сказали в комитете соцзащиты. Пошел разбираться в ЕИРЦ, и там специалист сообщила, что должником я являюсь априори. Это слово несколько раз повторила. Означало оно то, что в должники я попал автоматически, платить надо за мусор ежемесячно, а от меня платежи поступают с опозданием. Но кто же виноват, если квитанция  из того же самого ЕИРЦ  поступает раз в три месяца и два АО не могут между собой разобраться с моими платежами?
А с ноября 2019 года к сбору с меня средств на вывозку мусора подключилось третье акционерное общество – Управляющая компания по обращению с отходами в Ленинградской области. В платежной квитанции появилась фантастическая сумма – 375 рублей 40 копеек. Не знаю, чем это обусловлено. Тот же мусорный бак, и отходов больше не стало. Я живу в доме с печным отоплением, бумагу, картон сжигаю. Значительная часть отходов идет в компостную кучу на огороде. В месяц мусора набирается всего мешок, максимум это 20 килограммов. Откуда же такие расчеты? А связаться со специалистами этого единого оператора не удается, по телефону не до-звониться, ехать – слишком накладно. Да и не факт, что попаду на прием и найду взаимопонимание…».
Под натиском народного возмущения в области уже дважды корректируют тарифы, тем самым под-тверждая, что уже изначально они были сформированы по лукаво завышенной методике.  Но вернуть доверие населения сложно. Тем более, что плата А.Н.Игнашева за твердые коммунальные отходы и после снижения тарифов, которые по  поручению губернатора Ленинградской области Александра Дрозденко установил ЛенРТК с мая текущего года , не уменьшилась.  В частном секторе теперь тариф 98,5 рублей с человека, а в доме у него зарегистрировано четверо жильцов.
Большинство жителей считает, что тарифы на мусор завышены и столько отходов, сколько предусмотрено нормативами, они не производят.  Сегодня в Тихвине количество вывезенных отходов от каждого многоквартирного дома, оборудованного мусоропроводами, фиксируется.
 Водитель АО «Чистый город» Филипп Жуланов перед погрузкой отходов в мусоровоз фотографирует на телефон наполняемость  бака.  
– Эти снимки я делаю у каждого подъезда, – рассказывает он. – А потом отчет отправляю региональному оператору в Санкт-Петербург. И так ежедневно. Это касается и отходов, которые образуются в магазинах и других организациях.
Но объем отходов не тождественен весу. Я знаю одного сельского пенсионера, который все отходы умудряется упаковывать в подручный полуторалитровый контейнер – бутылку из-под пива или минеральной воды. Утрамбовывает сюда и полиэтиленовые пакеты, и фантики из фольги от конфет, и скрепки, и блистеры от таблеток…
Такой увесистый малогабаритный мусоросборник он и относит один или два раза в месяц в общий контейнер по пути в сельский магазин.
Собственная точка зрения на «мусорную реформу» и у Владимира Викторовича Батаева.  Он был в числе участников собрания по реализации реформы в Тихвинском районе, организованном правительством Ленинградской области. На этом совещании было много гневных  и беспорядочных выступлений жителей  по поводу новых тарифов. Но выступление Батаева закончилось под бурные аплодисменты зала. Это был единственный человек, который свое несогласие подкрепил конкретными цифрами и фактами из собственной практики.
Владимир Викторович добросовестно взвешивает на очень точных весах все отходы, которые относит в мусорный контейнер, фотоотчет регулярно отправляет  Николаю Хасиеву, руководителю АО «Управляющая компания региональный  оператор по обращению с твердыми коммунальными отходами на территории Ленинградской области», а также губернатору Ленинградской области Александру Дрозденко. Интернета у В.В.Батаева нет, в отправке электронной почты ему помогает руководитель общественной приемной губернатора Ленинградской области в Тихвинском районе Нина Павловна Кораблева.  
Батаев не просто  ведет мониторинг образования отходов в семье, состоящей из двух  пенсионеров и проживающей в двухкомнатной квартире,  но и пытается разобраться в экономических тонкостях и ценовой политике в области расчетов тарифов.  Свои вопросы он неоднократно отправлял и в правительство региона, и в Законодательное собрание Ленинградской области. Его интересует и размер НДС, и судьба отходов различной степени опасности, оказывающихся сегодня в одном мусорном баке.
Владимира Викторовича волнует раздельный сбор вторичных ресурсов,  и он готов совершенно бескорыстно включиться в эту работу.  Уже сейчас  в его квартире накоплено несколько десятков кг макулатуры. А бутылки от молока он относит в клуб «Космос», где ребята со своим руководителем вписались в цепочку по сбору на утилизацию пластиковых бутылок.
Неужели нельзя в определенных местах города установить контейнеры для сбора жестяных банок,  макулатуры, пластика?  А ведь есть и в Тихвинском районе предприниматели, организующие такой сбор. Может быть, имеет смысл рассекретить такие пункты и помочь бизнесменам, осуществляющим эту деятельность?  Раздельному сбору мусора будет способствовать и материальная заинтересованность населения в сданных килограммах пластиковых бутылок и алюминиевых банок. Наверняка немало и сознательных людей, тех, кто готов включиться  в эту работу без всякого вознаграждения, понимая важность раздельного сбора отходов ради экологической  и экономической безопасности в нашей стране.  
Хотелось бы узнать, какие мощности по переработке отходов сегодня уже действуют на территории Ленинградской и соседних областей и где они строятся?
Вера Краснова.