В зоне особого риска

В 2018 году в состав Ленинградской региональной организации ветеранов на правах коллективных членов вошло три объединения – «Боевое Братство», «Союз ветеранов локальных войн и конфликтов» и «Союз-Чернобыль». Аналогичное пополнение произошло и в ветеранской организации Тихвинского района.

Активно включились в ветеранскую работу бывшие ликвидаторы аварии на Чернобыльской атомной электростанции. Напомним, что ликвидаторы – это те, кто пытался минимизировать последствия аварии на ЧАЭС, которая произошла 26 апреля 1986 года. В результате взрыва в окружающую среду попало огромное количество радиоактивных веществ. Для нейтрализации последствий катастрофы в городе Припять Киевской области со всей страны через военкоматы были призваны люди самых разных профессий. В ликвидации этой беды участвовало более 600 тысяч человек.
Возглавляет тихвинское отделение региональной организации «Союз-Чернобыль» Виктор Кулешов. Уроженец Тихвина сегодня живет в поселке Сарка, активно участвует во всех ветеранских мероприятиях. Недавно он организовал вечер для чернобыльцев-юбиляров.

В центре внимания были те, кому в октябре исполнилось 70 лет, – Владимир Бугаев, Владимир Тощев и Николай Смирнов.
Владимир Бугаев родился на Дальнем Востоке, в Тихвин приехал с родителями в дошкольном возрасте. Это была родина мамы, воспитательницы детского сада. Здесь учился, получил профессию водителя. Эта специальность пригодилась и во время службы в армии. Потом работал в АТП-5, а когда случилась авария на Чернобыльской АЭС, как и многих других тихвинцев, через военкомат направили на ликвидацию ее последствий. Его очередь подошла в июле 1987 года. Служил три месяца.
– В нашем наборе было одиннадцать тихвинцев, всех направили в различные подразделения. Я был старшиной в роте разведки. Стояла наша часть в так называемой чистой зоне – за зоной отчуждения, но когда подъезжали к месту трагедии, реактору, становилось жутковато. Город Припять словно остановился во времени. Люди его покинули, а с балконов на бельевых веревках свисали детские плать-ица, маечки, – вспоминает Владимир Иванович те времена. Были как на войне.
Это и была война с жестоким и коварным врагом, который грозил нанести урон всему живому не только Украины, но и Белоруссии, России, стран Скандинавии… Это нужно было остановить любой ценой. Ценой здоровья молодых и здоровых мужчин, которые выполняли свой долг, защищали Отечество. В то время не было специальной техники, обмундирования, которое могло бы обеспечить адекватную защиту в условиях высокой радиоактивности. Единственным механизмом, способным функционировать в экстремальных условиях, оставались люди.
После возвращения в Тихвин Бугаев работал водителем на разных предприятиях, потом слесарем. Окончательно на пенсию ушел в 70 лет.
Владимир Тощев был призван военкоматом в ноябре 1986 года как офицер запаса. Он являлся начальником автомобильной службы первого батальона специальной обработки. В его подразделении было шестьдесят шесть машин, которые выполняли работы по дезактивации АЭС. Кроме респиратора, никаких средств защиты у ликвидаторов не было.
Автокрановщик Управления механизации (УМ-69) Николай Александрович Смирнов на Чернобыльскую атомную электростанцию был направлен в феврале 1987 года на четыре месяца. Служил в Ленинрадском полку, это был целый палаточный городок за зоной отчуждения. На автомобиле, перевозящем бензин, доставлял топливо для заправки техники, занятой на очистке зоны радиоактивного заражения.
– В нашей палатке разместилось пятнадцать тихвинцев. Работали все на разных предприятиях. Конечно, каждый скучал по дому, семье (в моей уже было двое детей). Ждали писем и часто звонили домой. Там была почта, можно было заказать телефонный разговор.
По сведениям военного комиссариата Ленинградской области, в 1996 году ликвидаторов аварии на Чернобыльской АЭС в Тихвине было почти 100 человек. Сейчас осталось в три раза меньше.
В прошлом году они обратились в Совет депутатов и администрацию Тихвин-ского муниципального района с просьбой установить памятный знак. Глава района Александр Лазаревич идею поддержал. Создана рабочая группа, которой предстоит создать проект памятного знака, определить место его установки и решить главный вопрос: где взять средства на изготовление памятника.