В Тихвинском районе полтора года действует новая система пассажирских перевозок. Положение дел в этой сфере не раз было в центре внимания депутатов и членов общественного совета. На очередном Дне депутата снова обсуждали эту тему.
Напомним, что в ходе аукционов вместо пятнадцати перевозчиков возникло два предприятия – НП «Агентство «Вепсский лес», отвечающее за маршруты Шугозерского направления, и ООО «Тихвин пасса-жиравтотранс» (ТПАТ), которое обслуживает все остальные маршруты по городу и району. С 1 июля 2018 года с ними заключены муниципальные контракты сроком на два с половиной года – до 31 декабря 2020 года. Проведению конкурсов предшествовала большая работа по созданию нормативной базы с учетом федерального законодательства. Были выдвинуты жесткие требования по количеству и качеству подвижного состава, утверждены маршруты с учетом ожиданий населения.
Что касается работы НП «Агентство «Вепсский лес», то в адрес этого перевозчика от населения не поступало ни одной жалобы. Нет претензий и со стороны муниципальной власти. Это небольшое предприятие работает на территории Шугозер-ского и Пашозерского поселений с 2006 года, рейсы здесь заведомо убыточные, дотируются из районного бюджета. Весной 2019 года «Вепс-ский лес» взял на обслуживание еще один, седьмой маршрут – Тихвин – Клинец», который был открыт по просьбе жителей .
Как сообщил директор НП «Агентство «Вепсский лес» Сергей Князев, у предприятия – семь автобусов, самый старый выпущен в 2014 году. Все требования, предъявляемые к транспорту, организации труда водителей и безопасности пассажир-ских перевозок выполняются.
От участников Дня депутата по работе НП «Агентство «Вепсский лес» вопросов не было. Основное обсуждение касалось второго перевозчика. Приход на рынок пассажирских услуг такого крупного предприятия, как ООО «Тихвин пассажиравто-транс», поначалу восприняли положительно. В результате аукциона в бюджет района поступило более одного миллиона рублей. Предприятие не претендовало на муниципальные дотации в отличие от прежних перевозчиков. Все маршруты стали социальными.
На встрече с общественностью в апреле были приведены данные, что с момента заключения муниципального контракта предприятие в десять раз увеличило налоговые выплаты в бюджет района – до трех миллионов рублей в месяц. Сократилось число жалоб населения на срывы в автобусном движении. Развитию ООО «ТПАТ» способствовал и договор с вагоностроительным заводом, который по договору аренды с последующим выкупом передал перевозчику свои автобусы.
Кроме заказных рейсов на завод, предприятие обслуживает междугородные маршруты, в том числе до Санкт-Петербурга. Тем не менее в адрес этого перевозчика постоянно поступали жалобы от пассажиров, ситуация то улучшалась, то ухудшалась. И по большому счету качество выполнения муниципального контракта не соответствует предъявляемым требованиям.
Об этом шла речь на Дне депутата, который состоялся 26 ноября. Как рассказала в своем отчете заведующая отделом по благоустройству, дорожному хозяйству и транспорту комитета ЖКХ администрации Тихвинского района Елена Громова, ООО «Тихвин пассажиравтотранс» постоянно нарушает условия муниципального контракта – это несоблюдение перевозчиком расписания и маршрутов следования, невыполнение остановок в положенных местах. На линию выпускают автобусы, не соответствующие условиям муниципального контракта (техническое состояние, возраст). На многих рейсах нет кондукторов, что отвлекает водителя от основной работы и ведет к задержке автобусов на остановке. Некоторые из них выходят на линию с грязным кузовом и салоном. Случаются сбои в работе диспетчерской предприятия. За нарушение муниципального контракта в 2019 году в адрес ООО «Тихвин- пассажиравтотранс» администрация направила 16 претензий на общую сумму 480000 рублей.
Предприятие базируется на территории бывшего Тихвинского пассажирского автопредприятия, которое в советское время считали одним из лучших на Северо-Западе страны. В 1979 году, например, в Тихвинском ПАТП числилось 128 автобусов, 52 из которых работали на городских маршрутах. В то время не было такого обилия личного и служебного транспорта и основная нагрузка ложилась на общественный. Пусть не в тех объемах, но общественный транспорт по-прежнему остается востребованным.
Сегодня в ООО «Тихвин пассажир-автотранс» работает более 200 человек. По муниципальному контракту ежедневно по 38 маршрутам должно выходить 47 автобусов разной вместимости и уровня комфортности. В целом автобусный парк насчитывает 56 машин, 35 из которых сошли с заводского конвейера в 2018 году, остальные работают на дорогах с 2011 года.
Все автобусы снабжены камерами видеонаблюдения и системой ГЛОНАСС, которая позволяет контролировать исполнение расписания маршрутов, архивировать и хранить эти данные. Шесть машин приспособлены для перевозки маломобильных групп населения. Задняя площадка может опускаться для заезда инвалидов-колясочников. Но, оказывается, инвалиды просто не знают, как воспользоваться этой услугой.
Исполняющий обязанности генерального директора ООО «ТПАТ» Никита Горошилов не отрицал, что жалобы от пассажиров поступают, две-три в день. Но положение нельзя назвать критическим. Предприятие является социально ответственным, зарплата выплачивается официально, ее размер позволяет работникам оформлять ипотечные кредиты. Водительский состав полностью укомплектован. Некоторая текучка кадров наблюдается, но по собст-венному желанию уволилось только два водителя, остальные по инициативе администрации за различные нарушения. А вот кондукторов действительно дефицит. Профессия требует умения не только общаться с пассажирами, но и аккуратно и грамотно работать с деньгами за оплату проезда. Эта сторона профессии кондуктора и является проблемной.
В качестве позитивной новости Никита Викторович сообщил, что предприятие запускает мобильное приложение «Умный город», где есть функция по отслеживанию движения автобусов в Тихвине в режиме реального времени. Заглянув в смарт-фон, пассажир сможет увидеть, далеко ли от остановки находится необходимый автобус.
Но к этому новшеству присутствующие в зале отнеслись равнодушно. Их больше волновало, почему же все-таки срывают и задерживают рейсы, в результате этого опаздывают учителя, которые ездят из Тихвина в сельские школы. В числе опоздавших оказываются и ученики, добирающиеся до школ на автобусах из старой части города. Таких примеров было немало.
Да к тому же далеко не все обладатели смартфонов имеют выход в Интернет, а многие пассажиры пользуются простыми кнопочными мобильниками. Так что вряд ли сейчас будет массово востребована новая умная услуга.
Свои замечания к работе монополиста высказали и предприниматели – вытесненные с маршрутов в 2018 году прежние перевозчики.
Резко высказался в адрес ООО «Тихвин пассажиравтотранс» глава администрации Тихвинского района Юрий Наумов. Он отметил, что на предприятии нет грамотных специалистов по логистике. Отсутствие логистического подхода к управлению общественным транспортом создает проблемы и в эффективном использовании.
Создается впечатление, что сегодня у владельцев ООО «Тихвин пассажиравтотранс» появились серьезные финансовые трудности. Иначе чем же объяснить, что у предприятия нет средств на уплату штрафных санкций, выставленных районной администрацией за нарушение условий муниципального контракта?
До конца его действия осталось чуть больше года. Кто будет осуществлять пассажирские перевозки с 1 января 2021 года? Сохранятся ли действующие ныне, вернуться прежние или появятся новые – вопрос времени. Это выяснится в ходе аукциона, который состоится в конце будущего года.
Глава Тихвинского района Александр Лазаревич заявил, что вопрос исполнения перевозчиком контрактных обязательств должен находиться под строгим контролем муниципалитета. Специалисты администрации разбираются с каждой жалобой, поступающей в диспетчерскую службу. Ни одно нарушение не должно остаться незамеченным.
Глава района призвал депутатов и представителей общественности при выявлении таких фактов обращаться в соответствующие контролирующие органы, направляя копии заявлений в аппарат Совета депутатов.«От качества организации пассажирских перевозок зависит благополучие наших земляков, мы будем контролировать ход разбирательства каждой такой жалобы», – отметил Александр Лазаревич.
Проблема автобусных пассажирских перевозок остается под пристальным вниманием депутатского корпуса Тихвинского городского и районного советов.
Вера Краснова.
Фото Евгения Гудилина.