Сегодня мы знакомим наших читателей с интересным тихвинским фотографом Евгением Гудилиным, снимки которого можно увидеть в созданной им группе «Тихвинlive» ВКонтакте, стремительно набирающей популярность. Фотографии Евгения – это не «пластиковые» лица, искусственно вызванная мимика и поддельные эмоции. В них только истинные чувства и переживания, откровенный разговор и движение.
О поиске вдохновения, важности постановки целей и о том, каково быть творческим человеком, Евгений рассказал нашему корреспонденту.
– Евгений, как давно занимаешься фотографией, как пришел к этому искусству?
– Профессионально – с 2014 года, хотя впервые с фотографией ознакомился в восьмом классе, когда записался в фотокружок, существоваший в тихвинской школе №7. Но там была только теория, которая через год без практики мне наскучила. После этого был долгий период без фотографии, в котором уместились многолетние поиски себя: я занимался вольной борьбой, бегал на лыжах, выучился на техника-электрика, а после служил в армии, работал по специальности в Санкт-Петербурге и Киришах. Сейчас моя трудовая биография связана с Тихвинским вагоностроительным заводом и должностью инженера-электроника.
Интерес к фотографии неожиданно вернулся в 2007 году, когда друг купил цифровой фотоаппарат-компакт «Рentax». Я был потрясен качеством съемки и техническими возможностями фотоаппарата, загорелся и, недолго думая, купил такой же. На тот момент отдал за него почти всю зарплату, но счастью моему не было предела. У этого фотоаппарата была хорошая макросъемка, и я этим пользовался, фотографировал всех насекомых, которые попадались. Но и тогда не хватало знаний о фотографии, пока в 2014 году не приобрел «Canon EOS 60D», который предна-значался для фотолюбителей-энтузиастов, стремящихся улучшить свои навыки и умения.
Через год я решил ознакомиться с пленочной фотографией. С нее все и началось по-настоящему. Ведь в отличие от «цифры» с ее практически безгранично безвольным ресурсом практика и творчество в пленке выходит на высокий уровень. С этого момента я стал не только практиковаться в пленочной фотосъемке, но читать книги о фотографии, которые заказывал через «Озон» и другие интернет-магазины, знакомиться с работами известных фотографов. Одним словом, всерьез погрузился в мир фотографии. Такой подход дал результаты, постепенно мой профессиональный уровень начал расти.
– Что, на твой взгляд, важнее: искусство как свободное творчество и самовыражение или коммерческая составляющая?
– Хороший вопрос. Если ты делаешь прекрасную картинку, то коммерция к тебе придет сама. Деньги, с одной стороны, – это одно из подтверждений того, что дело, которым ты занимаешься, востребовано и получается, ну как минимум, неплохо. Но прежде всего я беру фотоаппарат для того, чтобы сделать хороший кадр, а не потому, что за это платят деньги.
– Грозит ли профессиональным фотографам конкуренция со стороны смартфона?
– Нет, не грозит. Хотя фотография на сегодняшний день является одним из массовых видов искусства, который «осел» в кармане каждого, но телефон всегда будет ограничен в выборе творчества, а с ним и настоящего кадра. Ведь если человек ходит с красками и холстом, он еще не становится художником. Для этого нужны определенные знания, техника, опыт, вдохновение, в конце концов.
– В какой-то момент фотограф начинает осознавать, что у него появляется индивидуальный стиль? Расскажи, как формировался твой? Используешь ли ты опыт признанных мастеров и кто из них твой любимый?
– Придерживаюсь мнения, что лучший опыт – твой собственный, который ты обретал с потом и кровью. Можно читать тысячи книг о фотографах, но лучше пойти и снимать. Я человек больше не теории, а практики. Свой стиль формировал под впечатлением многих факторов. Но и без любимых фотографов не обошлось, конечно. У кого-то я учился цвету, у кого-то – чувству композиции, у другого – выбору момента. Но важно понимать, что они только вдохновляют, я не копирую их.
Есть в моей практике фотографии, в которых отдаю кому-то из своего списка дань уважения. Например, на фото, где лежит собака, а рядом с ней – человек, у которого видны только ноги – это отсылка к Эллиоту Эрвитту. В какие-то моменты появляется непреодолимое желание сделать «не свою» фотографию. А вообще, мой любимый жанр – документалистика.
Я люблю обращаться к реальным событиям и в то же время событиям, не лежащим на поверхности происходящего. Чаще всего снимаю жизнь людей, их портреты во мгновении. Для меня человек в кадре – основное. Он, как никто другой, может создать момент. К пейзажу можно всегда вернуться, а вот к девушке, которая идет под ярко-красным зонтом в ливень в серой толпе, – никогда. Этот момент если и повторится, то всегда будет другим. Я люблю, чтобы фотография была ожившей, с остановившимся мгновением.
Если говорить о любимых фотографах, то конечно, они есть. Один из них, например, Анри Картье-Брессон – мастер реалистичной фотографии, представитель документальной фотографии. Люблю также работы упомянутого Эллиота Эрвитта – его любовь к жизни, тонкое чувство иронии не могут оставить равнодушным. Также Александр Родченко, представитель фотографии так называемого «нового видения». А в целом в моем списке более двадцати фотографов.
– В чем ты обычно ищешь вдохновение и нужно ли настроение для работы? Ждешь ли его? Или просто берешь в руки фотоаппарат и начинаешь творить…
– Вдохновение ищу в первую очередь в людях. Каждый человек уникален, и мне всегда хочется раскрыть какие-то скрытые черты или, наоборот, подчеркнуть характер. Бывает, что случайно увиденная фотография на просторах Интернета или в книге поднимает настроение и рождает то самое чувство азарта, которое называют вдохновением. Тогда я беру фотоаппарат и выхожу в город. Особенно мне нравится это делать в непогоду или час пик. В такие моменты кадры получаются особенно неожиданные.
– Какой совет мог бы дать тем, кто только делает первые шаги в фотографии и хочет заявить о себе?
– Самое главное – терпение и трудолюбие! Многие, столкнувшись с тем, что у них что-то не получается, могут тут же бросить это занятие. Но все приходит через труд и упорство, главное, надо стараться. А еще хотелось бы сказать, что обязательно нужно найти что-то свое, какую-то изюминку, чтобы выделяться и быть узнаваемым. Любому начинающему фотографу советую снимать то, что он хочет, а хороший кадр может быть сделан на любой носитель – будь то смартфон, пленочная камера или цифровая. Но для начала нужно понять, что вам просто нравится снимать.
Беседовал Илья Назаров.