Из первого класса.
Розовощекий мальчуган с помощью учителя аккуратно выводит мелом на доске букву «А». Остальные склоняются над прописями и затем все вместе произносят: «а…а…а…». Внимание класса сосредоточено на происходящем, и даже наш приход сюда, начавшаяся фотосессия оставались как будто незамеченными.
Просим Марину Юрьевну ненадолго прервать урок, чтобы сфотографировать этих симпатичных и таких серьезных первоклашек. Но и во время съемки, для чего мы собрали ребят вокруг учительского стола, они продолжали изучать алфавит. И вот теперь такой кадр открывает выпуск газеты. В объектив фотокамеры попали и так необходимые для недавних детсадовцев веселая физкультминутка – небольшая разминка во время урока, и увлекательные в сочетании с занятиями игры…
Еще накануне дождь заливал улицы города и мы, собираясь в поселок Шугозеро, беспокоились, что затянувшееся сентябрьское ненастье помешает осуществить задуманные на поездку планы. Ведь кроме школы, наметили посещение и съемку братского захоронения. Но утром девятнадцатого неожиданно просветлело, ветер разогнал хмурые облака, засветило солнце, и когда мы подъехали к шугозерской школе, его лучи, как бы приветствуя, игриво выхватывали кроны обступивших здание берез. И уже не чувствовалась здесь осень. Лишь в школьном коридоре, пронизанном в последние дни прохладой, сняв куртку, начали зябко поеживаться.
– Сегодня ждем подачи тепла, а вас сейчас согрею чаем, – приветливо встретила корреспондентов при входе в школу директор Раиса Петровна Чекенюк.
Как и в любом учебном заведении, здесь живут по строгому распорядку, так что долго засиживаться за чаем не пришлось и вскоре мы спешили по длинному светлому коридору к кабинету первоклашек.
…Урок подошел к концу, детей ожидали в столовой, а мы, устроившись за невысоким ученическим столом, узнаем у Марины Юрьевны Трубниковой, что учителем начальных классов она стала после окончания Пикалевского педагогического колледжа и уже восемнадцать лет преподает в родной школе. За это время заочно окончила Ленинградский государственный университет имени А.С.Пушкина, получила квалификацию учителя русского языка и литературы, давала уроки в старших классах, но сердце звало работать со вчерашними дошколятами.
– Они такие открытые, интересные, любопытные, и мне доставляет удовольствие их обучать, – делится педагог впечатлениями о работе с маленькими подопечными.
Сегодня у нее пятнадцать первоклассников, а когда-то в шугозер- ской школе каждый год за парту впервые садилось почти тридцать мальчишек и девчонок. К сожалению, сокращается число учащихся даже в таких крупных поселениях.
А где же ученики?
– В этом году мы выпустили после девятого класса всего двадцать учеников, – включается в разговор Раиса Петровна, – и только трое, нацеленные впоследствии получить высшее образование, продолжили учебу в школе. В следующем году выпускников-девятиклассников будет еще меньше – восемнадцать.
Шугозерская средняя общеобразовательная школа, отмечающая нынче свой 87-й год, во все времена отличалась сильным педагогическим коллективом. Неудивительно, что из семи одиннадцатиклассников, которых школа выпустила в 2019 году, трое на бюджетной основе поступили в престижные вузы. Да в какие – Первый Санкт-Петербургский государственный медицинский университет имени академика И.П.Павлова, Государственную морскую академию имени адмирала С.О.Макарова, Карельский государственный педагогический университет. Его в 2003 году с отличием окончила еще одна выпускница школы, а сегодня педагог-дефектолог Юлия Викторовна Молодцова. Из этой плеяды и влюбленная в первоклашек учитель высшей категории Марина Юрьевна Трубникова. Схожую биографию и такую же квалификацию имеет преподаватель истории и обществознания Ирина Николаевна Землянкина.
В 2010 году, когда она, выпускница Шугозерской школы, вновь переступила порог родного учебного заведения, но уже как молодой педагог, ее фотография украсила первую страницу «Трудовой славы». Сопроводив снимок содержательным текстом, подкачал наш бывший коллега в том, что в подписи к фото перепутал фамилию героини. Сегодня Ирина вспоминает об этом с улыбкой. Девять лет прошло. За это время, получив хорошее образование в известном на всю страну Российском госуниверситете имени А.И.Герцена в Петербурге, она укрепила большую династию шугозерских педагогов. И сейчас в одной школе с дочерью продолжает работать мать Ольга Леонидовна Курочкина. Она преподает биологию и химию. Педагогами в этой семье была прабабушка Ирины Гликерия Ивановна и прадед Иван Кондратьевич Соловьев. Он прошел через окопы Великой Отечественной войны, а после ее окончания заведовал Шуйгской начальной школой.
А что в будущем?
Многое можно рассказать об этой школе и ее людях. Один послужной список директора чего стоит. Депутат Шугозерского и Тихвинского районного советов, недавно земляки в третий раз доверили Раисе Петровне Чекенюк возглавить сельское поселение и представлять его в адми-нистративном центре района.
В 1972 году после окончания Ленинградского педагогического института имени А.И.Герцена ее, молодого специалиста, направили в Ереминогорскую школу, где на Раису Петровну возложили организацию внеклассной работы. Через четыре года, когда в поселке Шугозеро открылось сельское профессионально-техническое училище (СПТУ-10), не нашлось лучше ее кандидатуры на должность замполита – заместителя директора по политической части (была такая и в учебных заведениях). В этой должности педагог прослужила десять лет, а в 1986 году направили возглавлять коллектив Шугозерской школы.
За время ее работы здесь многое изменилось. В 2011 году школу реорганизовали, присоединив к ней дет-ский сад «Лужок». Надо ли объяснять, что хлопот директору прибавилось.
– Та школа, в которую я пришла 33 года назад, с сегодняшней не идет ни в какое сравнение, – говорит Раиса Петровна. – Требования год от года возрастают, учителя, помимо занятий, перегружены внеурочной работой. А сколько всяких новых наработок, программ поступает из разных образовательных ведомств. Хотите пример – приезжайте к нам через несколько дней, в числе 28 сельских школ Ленинградской области и пока единственные в Тихвинском районе мы будем запускать Центр образования цифрового и гуманитарного профилей «Точка роста». Этот проект реализуют по федеральной программе «Современная школа» и с внедрением новейших видов технологии требует от нас сокращения в этом направлении разрыва между поселковыми, сельскими школами и городскими.
Еще раз посетовала директор и на то, что снижается число учащихся. Действительно, можно ли было представить, что в школе самого крупного в районе поселка 1 сентября 2019 года в одиннадцатом классе продолжат учебу пятеро, а в десятом – только трое (?!) учеников. Всего здесь сегодня пополняют багаж знаний 134 школьника.
Мы покидали это уютное учебное заведение с двояким чувством. Наверное, потому, что в разговоре с Раисой Петровной иногда проскальзывали нотки тоски, некой обреченности что ли. Но одновременно силы накопленных здесь за десятилетие традиций, мастерски владеющие профессией педагоги и успехи учеников не давали повода усомниться в позитивных перспективах. Да и как иначе, когда перед всеми, утопая в зелени деревьев, со спускающим вниз садом возвышается над Средним озером поселка красивое трехэтажное здание. И не отпускает мысль о том, что еще долгие годы в его стенах будут раздаваться звонкие ребячьи голоса.
Николай ЛИВАНСКИЙ.