В центральной районной библиотеке имени И.П.Мордвинова состоялся муниципальный этап Всероссийского конкурса юных чтецов «Живая классика» – масштабного национального проекта по популяризации и пропаганде чтения среди детей и подростков.
Кажется, прочитать вслух худо- жественное произведение проще простого, но любой человек, имеющий опыт публичных выступлений, знает, как сложно заучить большой кусок текста и не просто заучить, а донести до всех, не «расплескав» ни строчки. Сделать так, чтобы слушающим тебя людям стало интересно, весело или грустно – ты как волшебник с палочкой в руках, только вот чтобы эта палочка заработала, нужно обладать особой магией.
В этот вечер в уютном зале библиотеки было многолюдно. Здесь собрались участники муниципального этапа конкурса юных чтецов «Живая классика» вместе со своими учителями и родителями. Школьники с пятого по одиннадцатый классы из городских и сельских общеобразовательных учебных заведений, прошедшие классный и школьный этапы, читали любимые произведения или отрывки из классической и современной прозы. Юным участникам было необходимо продемонстрировать свои навыки чтеца: вжиться в выбранный текст, показать хорошую дикцию, правильно найденную интонацию – так, чтобы «слово зазвучало», как говорят профессионалы. Главное – донести до слушателя свое понимание и симпатию к тексту и, конечно же, покорить жюри наиболее интересным прочтением.
Не каждое выступление было артистичным, как того хотелось бы, но были и те, кто подготовился к конкурсу основательно. Помимо выразительности в чтении, что, несомненно, являлось главным критерием конкурса, дети показали свою артистичность, использовали жесты, мимику, ролевое чтение, то есть пытались более глубоко прочувствовать художественный текст, стать отчасти актерами.
Присутствующие вдруг с изумлением обнаруживали, что Астафьев – это не только «навязшая в зубах» школьная программа, но и живой смех, живые слезы, чудесный, пронзительный русский язык… С замиранием сердца слушали проникновенный рассказ «Отче наш» Катаева о будничной жестокости обыкновенного фашизма. Порой я ловил себя на том, что забываю делать журналистскую работу (фотографировать, записывать), и увлеченно с «мурашками по коже» слушал вроде бы знакомые, но ожившие истории. Например, отрывки из произведений Памелы Трэверс «Мэри Поппинс, до свидания!», Чингиза Айтматова «И дольше века длится день», веселые рассказы о школе известного советского писателя, мастера короткой прозы Виктора Голявкина «Карусель в голове» и Марины Дружининой «Лекарство от контрольной». Это была магия художественного текста, живая классика в действии.
Было видно, что жюри нелегко давались те или иные решения, но выбор победителя – это классика жанра и лучший должен быть определен. В своих возрастных группах лидерами стали Ева Дмитриева из гимназии №2 (5 – 6-е классы), Арина Курносенко из школы №5 (7 – 8-е классы) и представитель лицея №8 Тимофей Козьяков (9 – 11-е классы). Но это лишь третий этап из шести в долгом пути к победе. Теперь ребят ждет региональный конкурс, триумфаторы которого получат путевки в Международный детский центр «Артек», где им предстоит побороться за выход в суперфинал, а он пройдет в Москве, да ни где-нибудь, а на Красной площади
Читают ли современные дети? Знают и любят ли они классическую литературу? К сожалению, на этот вопрос все чаще приходится отвечать отрицательно, но «Живая классика» показывает, что мир художественного чтения для многих детей и подростков играет важную роль в жизни, что не может не радовать.
Илья Назаров.
На снимке Арина Курносенко из школы №5 покорила жюри театральным выступлением, прочитав отрывок из философской притчи Чингиза Айтматова «И дольше века длится день». Она стала лучшей среди чтецов, представлявших 7 – 8-е классы.