Сергей Соболев – наш земляк, учился в тихвинской художественной школе и студии самодеятельных художников объединения «Кировский завод». Окончил Ленинградское художественное училище имени В.А.Серова по специальности архитектор-дизайнер. Вместе с группой специалистов «Леноблпроекта» работал над архитектурно-планировочным устройством города Тихвина. Но сегодня разговор пойдет о художественной стороне творчества Сергея Соболева.
Каждый из нас независимо от возраста хотел бы побывать на каникулах, но приставка «арт» делает эти каникулы не совсем обычными, а значит, и желающих на них побывать, к сожалению, убавится. Но это совсем не значит, что художественная выставка Сергея Соболева прошла в Тихвине незамеченной. Да и в ее названии на самом деле заложен совсем иной смысл.
Для любого художника открытие персональной выставки – это событие. Событие важное, радостное и волнующее. Сергей Соболев не скрывал, что выставка имеет для него особое значение.
– Многие свои работы я создавал в Санкт-Петербурге, в доме, где жила семья Лохвицких, поэтому не случайным был и выбор для выставки зала в библиотеке-социокультурном центре «Тэффи».
Стоит сказать, что Сергей Соболев не совсем художник в том смысле, который привычен для многих. Прежде всего он архитектор, дизайнер и как заметил сам: «Я не живописец, а скорее рисовальщик. Ведь архитектор и дизайнер больше рисуют, прежде чем создадут форму, пространство…». Но это совсем не мешает Сергею быть настоящим художником, в чем и убедились присутствующие на открытии выставки.
Художник представил работы разных лет, начиная со студенческих, когда еще учился в Ленинградском высшем художественно-промышленном училище имени В.И.Мухиной.
Часто художники делают экспозицию из разных творческих мотивов, но Сергей Анатольевич посвятил свою выставку родному городу, несмотря на то, что тематика работ разная и сюжеты картин не имеют четко выраженной связи друг с другом. Но сразу не покидает ощущение, что это единый мир, мир Сергея Соболева, родившийся в его воображении и представший перед зрителем на бумаге во всем своем многообразии, богатстве красок и чувств. В этом мире нашлось место и историческим персонажам, и архитектурному образу Тихвинского Богородичного Успенского монастыря, и неисчерпаемому историческому ландшафту уездного города, и живописным берегам реки Тихвинки, и простым жизненным сценам.
Каким-то удивительным образом мир, отраженный в творчестве Сергея, при всей своей экспрессивности и душевности, за которой явственно проглядывает личность художника, вовсе не кажется чем-то придуманным и чужим. Напротив, в каждой картине, в каждом образе и сюжете можно найти что-то близкое, родное, навеянное воспоминаниями из детства. В эти работы хочется всматриваться, смаковать, они, безусловно, вызывают индивидуальный отклик в душе каждого посетителя. Это было особенно заметно, когда зрители подолгу стояли у полотен, рассматривая с искренним интересом, словно пытаясь разгадать тайну художественной магии.
– Происхождение этих произведений явно духовное, – заметила Алина Анатольевна, одна из посетительниц выставки. – В них невероятное постижение пространства и времени. Я – под впечатлением.
Но центром экспозиции стал ди-птих, состоящий из восстановленных эскизов пятиметрового гобелена «Мой город», созданного около двадцати лет назад к возвращению в родную обитель Тихвинской иконы Божией Матери. Он настолько эмоционален, что кажется, будто персонажи, изображенные на нем, вот-вот оживут. Знатоки истории разглядят на нем императора Павла I, императрицу Марию Федоровну (жену Павла I), наследника цесаревича Александра Павловича, великого князя Константина Павловича, а узкий специалист узнает в созданных художником образах Петра Войновича Римского-Корсакова, деда великого композитора. Здесь же можно увидеть и оборону Тихвинского Богородичного Успенского монастыря от шведских завоевателей в эпоху Смутного времени.
Как рассказал автор, диптих отображает величие древнего города и его исторические события, с которыми связаны не менее исторические личности, оставившие свой след в истории Тихвина.
Интересно, что в создании живописного эскиза были использованы гравюры из библиотеки РАН, полотна И.С.Глазунова и картина Василия Истомина «Перенесение Тихвинской иконы Божией Матери из церкви Рождества Богородицы в Успенский собор Тихвинского монастыря 9 июня 1798 года».
– К этому произведению можно приводить школьников и наглядно изучать историю Тихвина, – поделился впечатлением от диптиха Михаил Русанов.
Атмосфера в «Тэффи» в этот вечер была традиционно искренней и домашней. Звучали теплые слова в адрес художника, коллеги и друзья делились впечатлениями о выставке. И любой мог написать мелом на доске впечатлений пожелание-отзыв.
А в конце Сергей Соболев высказал надежду, что его выставка заинтересует и привлечет молодежь: «По учебникам, а особенно компьютерам невозможно прийти к высокому качеству живописи, живая наглядность – лучший учитель», – уверен художник.
Илья Назаров.