Обслуживает АО "Жильё"

Нашей встрече с Владимиром Васильевичем Макаренковым предшествовало приятное событие – присуждение АО «Жилье» третьего места в конкурсе на лучшую организацию в сфере управления жилым фондом на территории Ленинградской области. Два красивых диплома заняли почетное место в кабинете генерального директора, а разговор с ним о компании, обслуживающей самый большой жилой комплекс Тихвина, ее специалистах начался с вопроса: «Что же особенного заметили организаторы конкурса, оценивая работу АО «Жилье»?
– Как правило, анализируют деятельность предприятия по всем технико-экономическим показателям, но поскольку ЖКХ – это все же сфера услуг, в первую очередь, – заметил Владимир Васильевич, – оценивают качество работы с населением. И когда мы говорим, что в 2017 году количество жалоб и обращений жителей на неисправности в домах стало на 22 процента меньше, за этой цифрой скрыт большой объем работы компании в последние годы, в том числе связанный с установкой и освоением в многоквартирных домах и организациях социальной сферы автоматизированных индивидуальных тепловых пунктов (АИТП). И вот результат: почти без нареканий прошел отопительный сезон 2017 – 2018 годов и, соответственно, мы подняли планку доверия людей к компании. А отсюда – и высокий сбор платежей за коммунальные услуги, который достиг 97 – 98 процентов. Если вспомнить, в 2015 году он составлял не более 94 процентов.
Предприятие ведет планомерную работу с неплательщиками. Им выдают предупреждения с требованием погашения задолженности, с кем-то заключаем договор о расчете за оказанные коммунальные услуги в рассрочку, а кому-то приходится предъявлять иск через суд и затем взыскивать долг с помощью судебных приставов. Все это дает положительный результат, позволило добиться увеличения сбора платежей. И все же накопившаяся задолженность населения к настоящему времени составила 187 миллионов рублей.
– На предприятии занято около четырехсот специалистов, в микрорайонах города действует пять жилищных ремонтно-эксплуатационных участков, имеются необходимые технические службы и отделы. Вы удовлетворены их работой?
– Руководителю и тем, кто стоит над нами (100 процентов уставного капитала АО «Жилье» принадлежит муниципалитету – ред.), всегда хочется чего-то большего. Но и в существующих реалиях все подразделения предприятия, составившие единый комплекс по обслуживанию жилого фонда, грамотно и умело выполняют свои задачи. Взять хотя бы          участок по эксплуатации инженерных сетей во главе с Григорием Анатольевичем Панкратовым. На его плечах – аварийно-диспетчерская и ремонтные службы, контроль состояния элеваторных узлов  многоквартирных домов, а после установки АИТП и приборов учета их обслуживание тоже вошло в обязанности специалистов участка. Эту работу, изучив устройство оборудования, в совершенстве освоили мастера Иван Николаевич Редькин и Сергей Вадимович Тютрюмов. А ведь до недавнего времени по договору с АО «Жилье» содержание  общедомовых  приборов учета осуществляла специализированная организация – ООО ПФК «Теплоконт».
– Ваша управляющая компания со стажем – 15 лет на рынке коммунальных услуг. И самая крупная в Тихвине. Расскажите, пожалуйста, с чего начинали, к чему пришли?
– В своей новой организационно-правовой форме предприятие было создано в 2002 году на базе МП «Жилье». Когда год спустя я принял его в должности генерального директора, ситуация была удручающая: над акционерным обществом тяжелым бременем висели многомиллионные долги, во многом доставшиеся еще от предшественника, не хватало оборотных средств, работникам несвоевременно выплачивали зарплату. И в этих условиях требовалось обслуживать весь жилой фонд Тихвина, а это 387 домов общей площадью 1187,9 тысячи квадратных метров. Постараться пришлось, чтобы, не останавливая работу подразделений, одновременно провести их реорганизацию и выстроить новую систему управления.
Позднее в жилищное законодательство стали вносить изменения, появились различные формы управления жильем, выбрать из которых приемлемую предстояло собственникам многоквартирных домов. В 2008 году открытому акционерному обществу «Жилье» отдали предпочтение владельцы квартир 77 домов. К 2014 году, когда нежизнеспособ-ными оказались многие товарищества собственников жилья (ТСЖ), к обслуживанию нашим предприятием добавилось еще 58 домов. Через год их было уже 188, сегодня уже 189.
Понятно, какой это объем работы. А если учесть, что средний возраст эксплуатации жилого фонда составляет 37 лет, можно представить его состояние. Нет домов, которые не требовали бы какого-либо ремонта. Его выполняет служба общестроительных работ в составе маляров, кровельщиков, плотников, слесарей по обслуживанию вентиляции и других специалистов.
Для справки. Сейчас АО «Жилье» ведет подготовку жилого фонда к осенне-зимнему сезону 2018 – 2019 годов. Ремонтникам предстоит на 10116 метрах выполнить заделку межпанельных швов, на 4285 метрах – замену розливов систем отоп-ления ГВС и ХВС, на 2852 метрах – стояков отопления, горячего и холодного водоснабжения. Работа идет полным ходом. Уже проведена замена 625 метров канализационных трубопроводов, больше чем наполовину из 965 квадратных метров выполнен ремонт кровли на домах и в сорока подъездах из 91, включенного в план, – косметический ремонт.
– С какими вопросами чаще всего обращаются жители в ЖРЭУ или непосредственно в главный офис АО «Жилье»? Как управляющая компания взаимодействует с населением?
– Больше всего хлопот доставляют людям устаревшие внутридомовые инженерные сети, мы их постепенно обновляем. Там, где жалуются на  протечку кровли, стараемся оперативно устранить ее. Беда панельных многоквартирных домов –  межпанельные швы, которые с усадкой, старением здания начинают пропускать влагу, образуя сырость на стенах квартир. Заделку швов и обязательно с учетом мнения жителей ежегодно включаем в план текущего ремонта.
Важным подспорьем нашей работы считаю прямой контакт с населением. Мы его поддерживаем в основном через советы домов, в которые, как правило, избраны инициативные и разумные люди. Особенно отметил бы и поблагодарил советы домов №№31 и 34 3-го микрорайона, №1 5-го и №1 6-го микрорайонов, дома №40-б по улице Машиностроителей и №5 Учебного городка.
Не первый год мы проводим конкурс на лучшее благоустройство придомовых территорий среди жителей, которые активно занимаются озеленением и посадкой цветов возле своих домов. Неизменными лидерами здесь является группа жителей 1-а микрорайона. Любо-дорого посмотреть на их творчество, воплощенное рядом с домом №45. А как не любоваться клумбами с цветами около дома №20 3-го микрорайона, ухоженными руками Светланы Михайловны Невструевой и Людмилой Анатольевной Григорьевой. В каждом микрорайоне есть такие люди.
– В конце 1990-х годов по инициативе нашей редакции, которую поддержало МП «Жилье» и выступило одним из организаторов, стали проводить  конкурс среди дворников на лучшее содержание дворовой территории. Знаю, что вы продолжаете его?
– Только теперь это смотр-конкурс на звание «Лучший дворник». В 2017 году его присвоили дворнику дома №24 1-го микрорайона Любови Федоровне Куриловой и еще пятерым нашим работникам из 3-го, 5-го и 6-го ЖРЭУ. Всем были вручены грамоты предприятия и премии в размере пяти тысяч рублей.
 – Само предприятие отмечено на региональном уровне, и не только за лучшую организацию в сфере управления жилищным фондом. В 2014 году вы заняли первое место в конкурсе «Лучший по профессии» в сфере ЖКХ, через год подтвердили этот успех, в 2016 году, завоевав диплом первой степени, отличились в споре команд в области охраны труда. Побед и заслуг достаточно. И все же, понимая сложность работы в вашей сфере, не могу в завершение разговора не спросить о том, что тормозит  эту работу?
– Во-первых, часто происходят изменения в законодательстве, касающемся сферы ЖКХ, а это в первую очередь сбивает с толку жителей, которым нелегко усвоить нововведения и привыкнуть к ним. Сколько было звонков и вопросов, когда в платежках вместо привычного ОДН люди увидели другие значения – СОИ ХВС, СОИ ГВС, СОИ электроэнергия.
Очень беспокоит отставание регио-нального фонда в выполнении программы капитального ремонта МКД. Ведь в домах, где задерживают капитальный ремонт, для обеспечения людям более-менее сносных условий проживания нам приходится выполнять его предварительно, используя средства, предназначенные для текущего ремонта. Так, например, пришлось поступить с протекающей кровлей на доме 41-а 3-го микрорайона.  Непонятно мне и то, почему так долго  не могут решить вопрос отнесения к коммунальным услугам вывоз твердых бытовых отходов.
Проблем хватает, но, думаю, постепенно мы их преодолеем
Интервью вел Николай ЛИВАНСКИЙ.