Государственный дом-музей Николая Андреевича Римского-Корсакова в Тихвине. Сегодня здесь происходит вполне обычное событие – просмотр на телеэкране отрывка из постановки оперы «Пан воевода», созданной композитором и нашим земляком в 1904 году. Подготовили просмотр сотрудники Дома-музея, в роли зрителей – учащиеся 11-го класса лицея №8 вместе с преподавателем Еленой Николаевной Нуримановой.
Происходящее в знаменитом доме на берегу Тихвинки – это всего лишь часть интерактивной экскурсии, организуемой для учащихся школ экскурсионным бюро «Алые паруса» и посвященной творчеству великого русского композитора. Ведь во время обращения к опере «Пан воевода» проводится викторина, где одиннадцатиклассникам предложено услышать в музыкальном отрывке то, что выразил Римский-Корсаков. И многие не ошиблись – это, несомненно, прекрасный оркестровый ноктюрн «Лунный свет».
Как, хотя бы на время, отвлечь детей от компьютеров, заинтересовать историей родного города, края и показать, какие великие люди создавали ее – над этим задумалась руководитель экскурсионного бюро «Алые паруса» Елена Семышева. К участию в реализации разработанного ею проекта «В краю рождения музыки» для всех учащихся школ подключились сотрудники Дома-музея Н.А.Римского-Корсакова и творческие коллективы районного Дома культуры. Один из них – ансамбль «Кумушки» под руководством Любови Горчаковой – принимает экскурсантов в концертном зале Дома-музея (бывшей Полковой церкви). Здесь ребята слушают в профессиональном исполнении песни из сборника нашего земляка «100 русских народных песен».
– В концертном зале, – говорит Елена Кирилловна, – завершаем нашу интерактивную экскурсию, рассчитанную на два с половиной часа. А начинается она на площади Свободы, откуда группы школьников передвигаются на автобусе и пешком, знакомясь с историческими местами города. Мы приглашаем их окунуться в красоту провинциального Тихвина, где прошло детство композитора, где в его воображении рождались будущие музыкальные образы. Гостиный двор, Таборы, Захаровский парк, берег реки Тихвинки, на котором уютно разместился дом семьи Римских-Корсаковых, шлюз рядом с Богородичным Успенским монастырем… Дети видят их постоянно, но что им известно о появлении и судьбе каждого объекта? Обогатить мальчишек и девчонок этим историческим материалом и призвана та часть нашего проекта, которую мы назвали «Провинциальный Тихвин».
По окончании экскурсии группы спускаются по Орловской улице на смотровую площадку к прудам на Таборах, где их встречают участники народного самодеятельного коллектива фольклорного театра «Цвети, наш край!». И начинаются старинные хороводы, конкурсы и забавы, которые умело проводят самодеятельные артисты, а дети – и самые младшие, и постарше – охотно участвуют в них, как это делал в середине XIX века маленький Ника.
– Мы продумали еще один необычный момент, – поясняет Елена Семышева. – Римский-Корсаков писал в «Летописи музыкальной жизни»: «…Я прислушивался к голосам народного творчества и природы и брал напетое и подсказанное в основу своего творчества». Поэтому в ходе экскурсии, кроме русских народных песен и хороводов (за это хочу выразить большую благодарность ансамблям «Кумушки» и «Цвети, наш край!»), предлагаем школьникам определить, голоса каких птиц вплетены в ткань оперы «Снегурочка», какими музыкальными средствами достигается эффект от песен и плясок птиц? Видели бы, какой и здесь интерес проявляют ребята!
На интерактивной экскурсии «В краю рождения музыки» уже побывали многие ученические коллективы, особый интерес к ней проявили учителя и учащиеся младших классов гимназии №2.
Никита ХУДЯКОВ.