Где эта улица, где этот дом

К началу ХХ века в нашем городе была 51 улица.

Самая большая – Екатерининская.   На доме, стоявшем на углу площади и Екатерининской улицы, была надпись с гербом и короной следующего содержания: «При благополучном царствовании Императрицы и Самодержицы Всероссийской Екатерины II, Матери Отечества, погоревший Тихвинский посад по жалованному плану возобновлен и город утвержден. Сей первый каменный дом построен Тихвинским купцом Гавриилом Мишуковым в 1773 году».
В этом доме располагалась гостиница «Екатерининская». На почтовой открытке написано: «Гостиница, в которой останавливалась Императрица Екатерина II». Хотя на самом деле она приезжала в Тихвин на бого- молье, еще будучи Великой Княгиней, в свите Елизаветы Петровны.
Об этой поездке в своих «Записках, продолженных в 1791 году» сама Екатерина вспоминает: «После Нового года состоялась поездка в Тихвин. Мы проехали Шлиссельбург и Ладогу: императрица установила, чтобы все дамы в ту поездку носили собольи шапки, как их носят до сих пор мещанки во многих провинциальных городах; моя затерялась как-то во время пути; Чоглоков достал мне другую у одной купчихи».
Позже с помощью народной молвы шапка выросла в шубу, потеря превратилась в кражу, место действия переместили в Тихвин, а весь сюжет стал весьма любимым и популярным.
По поводу украденной у нее шубы Екатерина якобы произнесла: «Воры вытегоры, хороши и осташи, а свято то место, где тихвинца нет». На самом деле присказку эту придумали еще в XVII веке, когда тихвинского купца, ловкого, удачливого и пронырливого, можно было встретить где угодно – и в России, и за границей.
Среди поводов для благодарности тихвинцев Екатерине – указ о присвоении Тихвину статуса города, который она подписала после многолетних хлопот новгородского губернатора Якова Ефимовича Сиверса.
Гораздо больше сделал для Тихвина ее сын. Павел I не только был в Тихвине с женой и сыновьями и перенес Тихвинскую икону из Покровской церкви в Успенский собор, но выделил деньги на строительство каменной монастырской стены, подарил для центрального входа в монастырь кованые ворота, ранее украшавшие Аничков дворец.
Но более всего должны быть благодарны тихвинцы Якову Ефимовичу Сиверсу, который с 1764 года был новгородским губернатором, а с 1776 по 1781 годы – наместником твер-ским и новгородским. Он немало заботился не только о самом Тихвине, но и об улучшении судоходства по реке Тихвинке. В честь Якова Ефимовича была названа улица Сиверская, идущая параллельно Екатерининской. В 1920 – 1930-е годы улица была переименована в Социалистическую и с этим названием сущест-вует до сих пор.
Двум другим екатерининским чиновникам повезло больше. Улицы Чичеринская и Чернышевская остались на карте города до сих пор. Окончательный проект регулярной застройки Тихвина, разработанный в комиссии о каменном строении Петербурга и Москвы, подписан графом З.Г.Чернышевым и генерал-полицмейстером Санкт-Петербурга Н.И.Чичериным. Поскольку названия получились вполне революционными, менять их не стали. Только пошла путаница  – на одних домах висели таблички с названием «Чернышевская», на других – «Чернышевского». А в конце улицы долгое время даже стоял гипсовый бюст писателя.

Алла ТИТОВА.