Ленинградские поисковики подняли со дна болота ИЛ-2 времён Великой Отечественной войны
Свой последний боевой вылет экипаж штурмовика ИЛ-2 в составе пилота Николая Просветова и стрелка Дмитрия Морева совершил 1 апреля 1943 года. Спустя 80 лет их самолёт в глухих лесах Кировского района нашли ленинградские поисковики. Поднять боевую машину со дна болота было непросто, но ленинградцы успешно справились с этой задачей.
Сами поисковики называют эту находку настоящим чудом. В кругу специалистов бытует мнение, что большинство боевых самолётов, сбитых в годы войны над Ленобластью, или уже найдены, или утеряны безвозвратно. На карте региона остаётся всё меньше необследованных мест, да и время неумолимо стирает следы жестокой войны, прошедшей когда-то по нашей земле.
Однако в истории с изучением Лодвинского болота всё сложилось самым удивительным образом. В середине сентября там был обнаружен штурмовик ИЛ-2 времён Великой Отечественной войны. Уже через несколько дней по инициативе регионального отделения Российского военно-исторического общества в Кировский район направилась экспедиция с целью детального изучения местности. В ней приняли участие поисковый отряд Военно-исторического центра и добровольцы Первой Военно-исторической дивизии имени Пионеров-Героев. Не прошло и недели, как самолёт был поднят на поверхность.
Ещё несколько лет назад такая операция по поиску и подъёму боевой техники могла бы занять у поисковых отрядов долгие годы. Сегодня ситуация изменилась: при поддержке государства патриотические НКО получили доступ к самой серьёзной технике.
– Первое, с чем мы столкнулись, – к месту падения самолёта не было никаких подъездов. Нам пришлось через лес прокладывать новую дорогу. На это ушли целые сутки, но мы справились с задачей, подъезды к самолёту были организованы. Далее использовали гусеничный тягач с крановой установкой, которая поднимала тяжёлые части самолёта, а также вездеход, – рассказал «Ленинградской панораме» глава экспедиции Илья Соболенко.
При ударе о землю самолёт сильно пострадал. Бронелисты разорвало пополам, фюзеляж изкорёжило. Тем удивительнее, что тела членов экипажа практически не были повреждены. Сохранилось обмундирование, документы. В кармане лётчика поисковики обнаружили комсомольский билет на имя уроженца Тамбовской области Николая Просветова, погон младшего лейтенанта и женский платочек. Подарок любимой, который герой хранил до своего смертного часа.
– По найденным документам мы смогли установить, что Просветов Николай Иванович родился в 1921 году. В 1938 году он вернулся из армии, добровольно пошёл в Балашовскую лётную школу. Сбор информации о герое занял у нас двое суток: необходимо было отсечь его многочисленных однофамильцев. Сейчас с нами связался племянник пилота– Яров Владимир Иванович. Он привёз нам в музей ценную реликвию – фотографию лётчика в возрасте 22 лет, – поделился Илья Соболенко.
Удалось идентифицировать и личность напарника – им оказался стрелок, тоже уроженец тамбовщины Дмитрий Морев. Сбор информации о его личности продолжается.
Уже сейчас историки строят версии трагедии, которая произошла с советскими лётчиками. По основной версии, борт 448-го штурмового авиационного полка, упал 1 апреля 1943 года. Этим днём датирован в архивах последний вылет Просветова и Морева.
По одной из версий, самолет сбили фашисты – на территории Кировского района тогда ещё существовал укрепрайон немецких частей.
На этом работа поискового отряда не закончена. Решается вопрос о передаче останков бойцов на их малую родину, в Тамбовскую область. В Кировские леса поисковики также вернутся – часть обломков ИЛ-2 всё еще находится в болоте. В то же время найденные артефакты, а может быть, и сам самолётдолжны пополнить музейные коллекции 47-го региона. Как память о подвиге защитников неба над Ленинградом.
Ангелина Гилунова