У каждого из нас есть свои герои, которых мы помним и чтим. Но 9 декабря в День Героев Отечества все мы чествуем тех, кто посвятил жизнь служению Родине. И один из них – Алексей Махотин, Герой России, кавалер Ордена Мужества.
Сегодня ему 61 год, и его война уже далеко позади, хотя и напоминает о себе горькими воспоминаниями о погибших боевых товарищах. Алексей Николаевич Махотин сегодня защищает Отечество на других рубежах: он депутат Законодательного собрания Ленинградской области по Сертоловскому округу, руководитель Ленинградского отделения «Боевое Братство», председатель консультативного Совета по поисковой и историко-архивной работе при следственном управлении следкома РФ по Ленобласти и член комиссии по помилованию при губернаторе региона. Если коротко – активный общественный деятель. Он поделился своими воспоминаниями и размышлениями о сегодняшнем дне.
Скромный, деликатный человек – не зная его биографию, сложно предположить, что перед вами участник кровопролитных сражений, отмеченный высшем званием Российской Федерации, которое присваивают за совершение геройского подвига. О котором он, кстати, рассказывает очень скупо. Но начали мы беседу издалека: с его воронежских корней и того, почему он избрал путь военного.
– Примером для нас, мальчишек, служили учителя в школе, почти все они прошли войну, даже женщины, – вспоминает Алексей Махотин. – И фильмы сыграли свою роль: все мы хотели стать летчиками!
Семья Махотиных была большая: четыре сына и дочь. Оба деда – участники Великой Отечественной войны, один прошел всю, другой погиб в наших краях – в ожесточенных боях в районе Мясного Бора. Старшему брату моего собеседника удалось осуществить мечту всех местных ребят: он стал летчиком, на военном вертолете воевал в Афганистане. А вот Алексею не повезло: за незначительное искривление позвоночника его отбраковали на медицинской комиссии Сызранского высшего военного авиационного училища.
– Ехал домой со слезами. Подал документы в Воронежский Технологический вуз, поступил туда без проблем, но и без желания учиться. После двух курсов перевелся на вечернее отделение, пошел работать на завод, и оттуда меня сразу призвали на срочную службу в армию.
Служба в милиции
Можно уверенно сказать, что наш герой, как говорится в песне Высоцкого, «нужные книги в детстве читал». Потому как второй профессией мечты после летчика у Алексея Махотина значилась – сыщик.
– Все мы были воспитаны на советских фильмах, таких, как «Следствие вели знатоки» и «Место встречи изменить нельзя», где ярко была показана эта благородная специальность! Поэтому и пошел в милиционеры.
Это уже было в Ленинграде, который стал для него родным. Прошел все ступени милицейской службы: рядовой сотрудник милиции, оперуполномоченный ОБХСС, замначальника штаба по оперативному планированию ОМОН, командир оперативно-штурмовой группы специального отряда быстрого реагирования Управления по борьбе с организованной преступностью, заместитель командира отряда специального назначения “Тайфун”.
Созданное в 90-е годы Управление по борьбе с организованной преступностью было одним из элитных подразделений, здесь он шесть лет боролся с бурно расцветающей в эти непростые годы преступностью.
– Это была интересная работа. Хоть в ней и мало приятного, но мы шли с удовольствием, потому что служили правому делу. Задерживали наглых бандитов, которые брали в заложники и детей, и женщин, у них не было никаких принципов. Им могла противостоять только жесткая вооруженная законная сила, и ей были мы.
В это время случились две командировки на Северный Кавказ – в 1995 и 1996 годах. Здесь, в горах, занимался разведывательно-поисковыми действиями. В 1999 году за успешно и без потерь выполненные в Дагестане боевые задачи был представлен к Ордену Мужества, который ему 21 декабря в Кремле вручал на тот момент премьер-министр Владимир Путин. Ровно через год, 21 декабря 2000 года, уже президент Владимир Путин награждал Алексея Махотина Золотой звездой Героя России.
– Золотая звезда – это случайность, я просто оказался в нужном месте в нужное время, – так скромно говорит он о высокой награде. – В моменте никто и не думает стать героем, сама жизнь дает испытание.
Чеченская война
И испытание это было страшным. Бои за село Комсомольское Урус-Мартановского района Чеченской Республики в период с 5 по 20 марта 2000 года стали решающим сражением Второй чеченской войны, последней крупной битвой. Целью было взятие бандформирования во главе с Русланом Гелаевым – одним из самых беспощадных и опасных полевых командиров.
Наши ребята противостояли превосходящим силам противника – моджахедам, многие из которых были головорезы, известные расправами над пленными и заложниками. Алексей Махотин командовал сводным отрядом, который насчитывал почти сто человек.
Махотин лично уничтожил три огневые точки и пять сепаратистов, вынес на себе тяжелораненого. Оказавшись в кольце, ему удалось организовать круговую оборону и, нанеся противнику потери, прорваться к своим. Он лично уничтожил опорный пункт противника, устранив двадцать боевиков, а затем в тот же день прорвал кольцо окружения группы военнослужащих внутренних войск. В тех боях Алексей Махотин получил контузию, но оставался в строю. Четверо из десятерых погибших в его отряде были представлены к званию Героя России посмертно: Владимир Широков, Тимур Сиразетдинов, Эльфат Закиров и Алексей Ширяев.
– Самым тяжелым испытанием этих сражений стал эпизод, когда из-за обстрела боевиков шесть дней не мог вынести и предать земле тело своего погибшего товарища. 8 марта мы попали в засаду, тогда троих ранило и трое погибли, двоих из которых удалось вынести. Тело Володи Широкова осталось. Потом пришлось отойти, так как наша авиация производила зачистку, а после эти позиции заняли боевики. К этой высоте мы шли шесть дней! Главной моей задачей было забрать погибшего. Под огнем с ребятами вынесли Володю. Он был моим товарищем, с ним мы в 99-м прошли Дагестан.
Алексей Николаевич признался, что это страшное испытание повлияло на дальнейшее его решение оставить военную стезю. «Ушел, потому что не хотел больше терять в горячих точках своих товарищей».
Про посттравматический военный синдром говорит так:
– Случаев именно психологического надлома у участников боевых действий – единицы. Больше всего травмирует человека то, что он, пройдя тяжелое испытание, чувствует, что больше не нужен окружающим. Когда у него нет работы, когда ему говорят: «Мы тебя туда не посылали». Равнодушное отношение населения к людям, защищавшим свою Родину, рождает озлобленность. Это не должно повториться. Исполнительная и законодательная власти обязаны предусмотреть, чтобы этого не произошло. Ребятам необходимо получить качественные протезы, хорошее лечение, работу, их дети должны иметь право бесплатно учиться. Мы должны им это предоставить, потому что, когда парней призвали, они не задумываясь пошли защищать Родину. Государство ответственно перед ними. Если не будем готовы к медицинской и психологической реабилитации ребят, вернувшихся со специальной военной операции на Украине, можем получить огромное количество поломанных судеб.
Сегодняшний день
Алексей Махотин единственный из 50 депутатов Законодательного собрания региона является участником боевых действий. Именно права ветеранов войны отстаивает он в своей законотворческой деятельности. За год работы в ЗакСе он добился того, чтобы закон о выплатах семьям погибших на территории Чеченской республики действовал для всех категорий: эту выплату получат семьи погибших в Афганистане, могут на нее рассчитывать и родные погибших во время СВО. По его инициативе 1 июля в Ленинградской области стал Днем ветерана боевых действий. И это далеко не все.
Ленинградское областное «Боевое братство», которым он руководит два с половиной года, работает с детьми, ветеранами, семьями погибших. Сейчас организацией ведется большая волонтерская работа: отправляют гуманитарную помощь по заявкам в зону СВО. Кроме того, участники «Боевого братства» дают наставления мобилизованным.
Сам признается, что на хобби и семью времени остается мало. У Алексея Махотина трое детей: взрослая дочь и два сына, старший пошел по стопам отца: учится на втором курсе академии следственного комитета.
На вопрос, как он будет отмечать День Героя Отечества отвечает: «На Серафимовском кладбище». Здесь, на могилах боевых товарищей, бойцы отряда специального назначения «Тайфун» обязательно встречаются несколько раз в году: 8, 10, 16 и 17 марта. 8 марта, день гибели Володи Широкова, для Алексея Махотина – особый трагический день.
– Больше всего в горячих точках ценится взаимовыручка и уверенность в боевом товарище, – отмечает он. – В том числе и эти качества воспитываются во время проведения акции «Тропа Боевого братства», которое было организовано в этом году на грант губернатора. В нем участвуют замечательные девчонки и мальчишки из кадетских, юнармейских классов и школьники Ленинградской области.
Алексей Махотин уверен: у нас хорошая молодежь. За будущее, которое в руках таких ребят, можно быть спокойными.
Анна Кудрина