Путь к успеху – это всегда риск. Можно ли начать бизнес с нуля и не потеряться среди конкуренции? Героиня нашего интервью – Полина Осипян, владелица женского и мужского отдела магазина одежды и обуви «TipTop» в городе Тихвине.
– Расскажите о своём магазине. Как появилась идея открыть бизнес?
– Изначально я была парикмахером. Работала на себя, была предпринимателем. Я всегда переживала, будут ли у меня клиенты и стабильная запись. Чтобы бороться со своими переживаниями, я решила прочитать книгу Дейла Карнеги: «Как перестать беспокоиться и начать жить». Эта книга универсальна: в ней говорится о том, как преодолеть тревогу, как стать эффективным лидером, общаться с людьми. Она меня вдохновила. Я давно хотела заниматься одеждой. Рассказала мужу о своей идее открыть магазин, он сразу меня поддержал. Мы связались с его знакомой из Краснодарского края, у которой был свой магазин одежды. Я расспросила её о том, где лучше закупаться, с чего начинать. И уже на следующее утро знала, что буду делать. У нас с мужем, Давидом Осипяном, два магазина одежды, мужской и женский. Женский существует уже четыре года, мужской мы открыли в 2023 году.
– Какие шаги вы предприняли дальше?
– Мы арендовали кабинет в первом микрорайоне, где работала парикмахером, сделали ремонт и закупили первую партию одежды. У меня была активная страница ВКонтакте, поэтому люди о нас узнали, пришли в магазин. Сначала он назывался «Basic Clothes». Принцип работы был такой: кабинеты находились напротив друг друга, я красила волосы, потом мои клиентки могли выбрать понравившуюся одежду. Это был 2020 год, вскоре начались ковидные меры. Но мы не переживали: аренда стоила недорого, товар был сезонный, мы знали, что сможем его продать. Рынки были закрыты, закупались онлайн. Пришли к выводу, что было бы неплохо расшириться, переехать в торговый центр.
– Какие были трудности на вашем пути?
– Нам всё время не хватало места, тогда наш магазин был в угловом помещении в магазине «Лента». В 2021 году нам предложили другое место, где сейчас располагается мужской отдел. Мы переименовали магазин в третий раз, после переезда в торговый центр он назывался «Базарчик», потом обрёл своё настоящее название – «TipTop». Были другие сложности – брали кредиты на развитие бизнеса, и я узнала, что беременна вторым ребенком. Весь следующий год занималась малышом и парикмахерской – я всё ещё оставалась парикмахером. Продажи ухудшились. Тогда мы с мужем решили закрыть парикмахерскую. Я решила посвятить себя магазину – владелец должен следить за продажами, понимать, над чем надо работать, знать, какой товар актуален. В 2022 году мы сделали ремонт и полную перепланировку.
– Как пришла идея открыть ещё и мужской отдел?
– Мои мечты часто сбываются. В марте 2023 года нам предложили другое помещение в этом же торговом центре. Решили переехать туда, но муж предложил открыть на прежнем месте мужской отдел. Это была его инициатива. Мы снова занялись ремонтом, делали всё сами, никого не нанимали. Самое интересное: во время переезда мы ни на один день не закрылись. Продажи продолжались. Так у нас появился мужской отдел.
– Бизнес всегда занимает много времени и сил. Как вам помогают близкие?
– Близкие помогают с детьми. В 2023 году моему младшему сыну ещё не было и года. Мой муж очень хороший отец, воспитывает детей. Я всегда рядом с ним спокойна, знаю, что всё будет хорошо. С мужем я познакомилась на вагоноостроительном заводе, он работал сварщиком, а я – дефектоскопистом, проверяла его работу. Мы добились вместе всего. В нашем деле муж ведёт учёт доходов-расходов, планирует бюджет, а я занимаюсь идеями и воплощением.
– Было ли полезным сотрудничество с Фондом поддержки предпринимательства?
– Я проходила обучение в «Азбуке предпринимательства». Там я узнала о рилсмейкере. Мне посоветовали SMM-специалиста, с которым до сих пор сотрудничаю. Наш магазин – единственный в городе, который снимает рилсы*. Это помогает продвигать наш бизнес в социальных сетях.
– Что необходимо понимать владельцу магазина одежды?
– Многие магазины привыкли к отсутствию конкуренции, но времена меняются. Сейчас много сетевых магазинов, развиты маркетплейсы. Нельзя просто закупить товар и надеяться, что его приобретут. Нужно сделать достойный ремонт, чтобы в магазине было красиво. Самое главное – удобный сервис, хорошие продавцы. Одним словом, нужно найти свой индивидуальный стиль.
– Каким должен быть предприниматель?
– Успешный предприниматель должен понимать, что трудно сразу заработать большие суммы. Необходимо вкладываться в бизнес и быть готовым платить кредиты. Много раз за свой путь я отсылалась к книге Дейла Карнеги: если ты хочешь стать предпринимателем, ты должен принимать решения. Если ты не готов их принимать, бизнес не для тебя.
– Какие у вас планы на будущее?
– Мы хотим и дальше расширять бизнес. Сделать в будущем отдельный обувной магазин в ещё большем помещении, объединить жен-ский и мужской отделы. Я считаю, если хочешь развития – должен постоянно что-то менять, развивать.
– Можете ли вы сказать, что добились успеха?
– Думаю, да. Несложно добиться успеха, сложно его удержать. Путь к успеху – это бесконечное движение, на нём много трудностей. Если ничего не предпринимать, не придумывать интересные акции и так далее, продажи будут падать. Мы стараемся держать планку. Главное, что трудности нас не пугают. И незачем злиться на конкурентов, если бы не они, мы бы не развивались. Испытания нужны, чтобы добиться успеха.
*Рилсы – вертикальные ролики длительностью от 1,5 до 60 секунд. Короткие видео набирают больше просмотров, досмотров и откликов, чем другие виды подобного контента в социальных сетях.
Лидия Фирсова.
Рубрика «Путь к успеху» выходит при поддержке
Комитета по печати Ленинградской области.