25 июля 2024 г. в газете «Трудовая слава» была опубликована статья Галины Смеловой «…Генерала Ганнибала жена Авдотья Андреевна», где автор ссылается на «Начало новой автобиографии» и другие труды А.С.Пушкина, работы И.П.Мордвинова, публикации И.Файнберг, волховского краеведа В.Астафьева и других.
Хотелось бы внести ясность в изложенные предположения о судьбе жены генерала А.П.Ганнибала, так как сейчас сведения о ней уже доподлинно известны. В тихвинской газете «Дивья» (№31 от 6 августа 2020 г.) была опубликована статья «Евдокия Андреевна Ганнибал», написанная на основе изучения описания документов из архива Святейшего Синода, которое в настоящее время находится в открытом доступе на сайте Президентской библиотеки имени Б.Н.Ельцина (https://www.prlib.ru/item/434690), а также исследования бенинского историка, филолога-слависта Гнамманку Дьёдонне «Абрам Ганнибал: чёрный предок Пушкина», вышедшего в издательстве «Молодая гвардия» в 1999 г.; статьи православного священника Стефана Опатовича «Евдокия Андреевна Ганнибал, первая жена Абрама Петровича Ганнибала. 1731 – 1753», опубликованной в 1877 г. в журнале «Русская старина»; упомянутых в статье Галины Смеловой трудов И.П. Мордвинова и других.
Кроме этого, в 2022 г. вышел в свет уникальный труд послушницы Введенского женского монастыря Марины Ивановой «От рождения до возрождения. История Введенского женского монастыря в лицах и ликах». В этой книге, основанной на тщательном изучении архивных материалов, научных исторических исследований и публикаций периодической печати, описана жизнь обители за 460 лет – с момента её основания и до наших дней. В ней есть и подробный очерк о Евдокии Андреевне Ганнибал, место последнего упокоения которой находится в Тихвинском Введенском женском монастыре.
Жизнь ее была трагичной. Спустя всего год после бракосочетания, 28 февраля 1732 г., Абрам Петрович Ганнибал подал в Перновскую гарнизонную канцелярию заявление о том, что, по донесению его инженерного ученика Гавриила Кузьминского, его жена Евдокия совместно с кондуктором Яковом Шишковым планировала его отравление. Евдокия Ганнибал признала, что приглашала Шишкова в свой дом в отсутствие мужа, где и «учинила с ним блуд, токмо один раз», но намерение отравить Абрама Петровича с их стороны не было. По решению Перновской гарнизонной канцелярии она была отправлена в Госпитальный двор г. Санкт-Петербурга, где содержалась 5 лет под строгой охраной «пока суды кончались» и «где едва не умерла голодною смертию, так, как кроме мирского подаяния, ничего не получала от мужа на своё пропитание».
1 марта 1737 года Евдокия Ганнибал обратилась в Святейший Синод с прошением, в котором она сообщала, что была выдана замуж за Ганнибала насильно, по принуждению своего отца, и что до замужества состояла в связи с флотским поручиком Александром Кайсаровым, за которого собиралась выйти замуж.
Она писала, что после подачи заявления в Перновскую гарнизонную канцелярию Ганнибал содержал её «под крепким караулом» в своём доме около двух месяцев. В течение этого времени он, по её словам, «брав её неоднократно к себе, в своих покоях, весив в кольцо, бил и мучил смертными побои необычно», принуждая её признаться на допросах, что они с Шишковым действительно намеревались его отравить, угрожая в противном случае забить её до смерти. Сам же Ганнибал, по её словам, имел в то время наложницу – дочь капитана Перновского полка Шеберга. Боясь новых истязаний, Евдокия признала свою вину. Допрашивали её и в Перновской канцелярии. Опасаясь угроз мужа, она и там дала выбитые показания.
По определению Святейшего Синода от 20 апреля 1737 г. Евдокия была освобождена из заточения с обязательством без позволения из Санкт-Петербурга никуда не выезжать. Проживала у знакомых то в Гавани, то на Петербургской стороне, то на Васильевском острове.
Через несколько лет она стала встречаться с неким Тимофеем Абумовым, подмастерьем Академии наук, и забеременела от него, что в её ситуации было недопустимым, потому что формально всё ещё состояла в браке с Абрамом Ганнибалом. По совету своего духовника Евдокия обратилась в Духовную консисторию с покаянным письмом, в котором честно призналась в содеянном и просила о расторжении брака с Абрамом Ганнибалом. К тому времени он на протяжении 10 лет был уже вторично женат на Христине Шеберг и имел шестерых детей.
Бракоразводный процесс затянулся, так как Духовная консистория стала выяснять, действительно ли Ганнибал был повенчан, кто, в какой церкви венчал его и по чьей венечной памяти (венечная память – письменный акт, устанавливающий отсутствие препятствий к совершению их брака).
Окончательное же определение консистории по делу Евдокии Ганнибал состоялось только в 1753 г., спустя более чем 20 лет после начала. Её признали виновной в прелюбодеянии до свадьбы с Александром Кайсаровым и после – с Шишковым и Абумовым и присудили: с Ганнибалом развести и отправить «в какой-либо отдаленный монастырь в тягчайшие монастырские труды». Брак Ганнибала с Христиной Шеберг утвердили, а за самовольное вступление во второй брак до расторжения первого он был «подвергнут церковной епитимьи и денежному штрафу».
Определением Святейшего Синода от 26 ноября 1753 г. Евдокия Ганнибал из Новгородской духовной консистории 27 января 1754 г. была отослана в Староладожский женский монастырь. В 1762 г. её перевели в Тихвинский Введенский женский монастырь, где она находилась в заключении на протяжении девяти лет. В этой же обители Евдокия Ганнибал и скончалась 19 мая 1771 году, о чём было сообщено Санкт-Петербургскому архиепископу.
Светлана Старшинина.