Большинство представляют фотостудию как пространство из изысканных диванов, со столами с готическими узорами, средневековыми каминами, комнатными пальмами с бассейном, одним словом, там, где можно сфотографироваться на фоне красивого интерьера. Я тоже представлял себе нечто подобное, когда шёл на встречу с фотографом Евгением Гудилиным, создателем «RAКURS». Но каково было моё удивление, когда в студии увидел большую комнату с высоким потолком, светло-серыми стенами (как мне объяснили позже – с этим тоном можно работать с цветом) и огромным окном, где, кроме профессионального для съёмки оборудования да небольшого дивана с занавеской в углу, компьютерного стола, ничего не было.
– Все ожидают от фотостудии огромное количество красивых интерьеров, особенно люди, не искушённые в этом, – смеётся Евгений, когда я поделился с ним своими ожиданиями. – Самый популярный вопрос перед съёмкой: «А какие локации в вашей студии имеются?». Когда узнают, что у меня вот такое (очерчивает рукой студию), искренне удивляются и спрашивают: «А что мы будем у вас делать?». Приходится объяснять, что такое студийная съёмка на примерах из Интернета. Люди продолжают удивляться и уже обращаются с другим вопросом: «И у вас здесь можно так же сфотографироваться?», а после съёмки: «А мы и не знали, что в Тихвине можно так сняться».
Оказывается можно.
Идея открыть собственную фотостудию давно посещала Евгения Гудилина. Как он признаётся: «хотел найти серьёзное занятие для души», а фотоискусство всегда было его любимым делом. Сначала не хватало толчка, смелости, потом, когда решился, грянула пандемия, пришлось отложить открытие студии на два года.
– Нужно отдавать себе отчёт, что деньги – не главное, и подходить к любимому делу с творческой стороны, а не с финансовой, иначе ничего не получится, – считает фотограф. – У людей, которые думают только о достатке, чаще всего ничего не выходит. Нужно гореть своим делом.
Как признался Евгений, в первые дни работы в студии очень волновался, если в начале съёмок количество кадров доходило до семисот, то теперь ограничивается двухстами. Это объясняется освоением технологии студийной съёмки, привыканием к ней.
Евгений долго искал помещение для студии и наконец нашел подходящее – с высоким потолком и большим окном, дающими естественный свет – главный из критериев. Теперь, если фотографу необходимо что-то снять, у него всегда найдётся нужное оборудование под рукой: портретная тарелка, дым-машина, вентилятор, три моноблока со светоформирующими насадками разных форм и размеров и цветными фильтрами, с по- мощью которых Евгений управляет и играет светом. «Я могу сымитировать солнечный свет даже ночью», – говорит он.
Студия также позволила тихвинскому фотографу работать независимо от погодных условий и делать многие творческие вещи осуществимыми. Например, он мечтал снимать групповые фотографии, и этот проект воплотил в жизнь – тихвинские музыкальные коллективы, такие как «Мелодия» и «Next», стали первыми, кто посетил фотостудию «RAКURS».
Профессионализм Евгения впечатляет. Вот он рассказывает о работе с насадками к моноблокам: «Например, эта при одном расстоянии от модели даёт жёсткий свет, при другом – мягкий. Жёсткий используется, когда нужно выделить модель съёмки. А вот эта насадка (показывает на объект, напоминающий тряпичный стол) даёт круглый мягкий свет, я использую её при семейных фотографиях».
Но иметь необходимую технику для фотосъёмки недостаточно, главное – умение фотографа работать с ней.
– Если фотограф ошибся в выборе источника света, то никакой фотошоп не исправит ошибку. Люди разные: у кого-то нос вздёрнутый, у кого-то глубоко посажены глаза или оттопыренные уши, у кого-то одежда не соответствует цветной или чёрно-белой съёмке. Задача фотографа – это исправить. Как правило, клиенты придирчивы и внимательны к своей внешности. Это вовсе не упрёк, человек платит деньги за то, чтобы выглядеть красивым на фотографиях, – со знанием дела рассказывает Евгений Гудилин, ведь людей он уже фотографирует более десяти лет, но если раньше это делал на улицах города, то теперь – в своей студии.
– Мне нравится портретная, семейная съёмка, всегда обожал работать с людьми, – рассказывает он. – Но начинал с предметной фотографии, я и сейчас продолжаю фотографировать предметы. В этом есть что-то от философии. Но самое главное – предметы учат понимать свет, если хочешь разбираться в нём, необходимо работать с неодушевлёнными вещами. Научившись их снимать, тебе откроется мир фотографии.
Работает студия «RAКURS» по записи, перед фотосессией клиент заранее отправляет интересующий вариант фотографии, найденный в Интернете для того, чтобы фотограф смог понять стилистику и эстетику съёмки. «После этого я уже представляю, как снимать: нравится ли заказчику ровный, спокойный свет, тяготеет ли он к чёрно-белой фотографии или цветной».
Но всё же настоящая работа начинается здесь, в студии. Бывает так, что люди приходят с одними идеями, но после общения с фотографом, когда они раскрепощаются, привыкают к нему, студии и понимают, что необходим совсем иной вариант фотографии. Однажды в студию пришли две девушки в чёрных костюмах. «Я объяснил им, что в цветной фотографии нет смысла, ведь цвета на ней не будет, и предложил чёрно-белую съёмку. Они согласились и остались довольны».
У Евгения Гудилина много идей. В перспективе он планирует заняться в студии и видеосъёмкой. «Этот формат меня затягивает», – говорит он. – Не хочу останавливаться на достигнутом».
Илья Назаров.