Подготовка к государственной итоговой аттестации и сдача экзаменов для многих школьников являются стрессом. Это касается и родителей, и педагогов, и школьников. Так что эксперты рекомендуют всем вовлеченным в процесс сплотиться, чтобы помочь ребенку справиться с волнением и тревогой. В дорожной карте, посвящённой организации и проведению государственной итоговой аттестации, отдельным пунктом проходит психологическая подготовка.
О том, как это делать, рассказывают педагог-психолог школы № 9 Сергеева Елена Леонидовна на своих занятиях, администрация школы и классные руководители на классных часах. Психологическая помощь для выпускников организовывается задолго до экзаменационного старта. Девятые, десятые, одиннадцатые, а иногда и восьмые классы включены в психологическую подготовку к государственному экзамену, к выпускным. Предстоящая аттестация чрезвычайно важна для выпускников. Ведь от нее зависит дальнейшее определение профессионального пути и выбор вуза. Так что волнение вполне объяснимо.
Сам процесс подготовки к экзаменам забирает у детей немало физических и моральных сил. Времени хотя бы на минимальное восстановление попросту не находится. Результаты закономерны – выгорание и нервный срыв. Родители тревожатся об экзаменах вместе с ребенком, но в тоже время они являются главной опорой своего чада в этот трудный период. Любой человек, ощущающий тревогу, стремится найти поддержку. Подросток ищет ее у родителей, ведь изначально между ними и ребенком складывается биологически оправданный посыл: «рассчитывай на меня». Если родители дают ребенку понять, что он по-прежнему может на них рассчитывать, справиться с тревожностью перед экзаменом будет легко. Как родители могут следовать этому простому правилу – «положись на меня»? Помогать и поддерживать ребенка по мере своих сил и возможностей: навести порядок в комнате подростка, готовить еду, даже сопровождать на экзамен до пункта – просто в качестве моральной поддержки, взаимодействовать с учителями, если это необходимо. Абсолютно любая деятельная помощь принесет результат: подросток будет ощущать поддержку со стороны родителей. Еще одна важная задача – создать в семье комфортный для подростка эмоциональный фон. Желательно исключить любые конфликты, перестать выяснять отношения друг с другом, обсуждать при ребенке различные проблемы. На время подготовки к экзамену дом должен стать для подростка настоящей крепостью, а не местом, из которого хочется убежать. Подростки чувствуют эмоции своих родителей, реагируют на них. Точно так же и родители реагируют на состояние детей. Если один из членов семьи находится в состоянии тревоги и не может выйти из него, испытывать дискомфорт и стресс начинают все. Справляться со стрессом необходимо вместе.
Государственная итоговая аттестация, сколько бы на эту тему не возникало споров, — это часть нашей реальности, и к ней надо адаптироваться. Любой экзамен является стрессом, так должно быть. Если это не так, то значит выпускнику не важно, какого результата он достигнет и как это повлияет на его дальнейшее образование. Это ситуация тотальной проверки, не только для учеников, но и для конкретных учителей и целых школ. В стрессе находятся все, и учителя тоже — это не может не отражаться на том, как они взаимодействуют с классом. Дети и родители боятся экзаменов, начиная класса с четвертого. Поэтому в поддержке нуждаются все участники образовательного процесса, не только выпускники. Однако высокий уровень стресса может влиять на результаты. Очень хорошо, что работа с этой проблемой ведётся в нашей школе.
А ещё школа — это не только борьба со стрессом и необходимость саморегуляции. Это огромный пласт жизни, очень важный, в котором личность развивается, общается, узнает себя, учится себя ценить, формирует цели и ценности. Мы вместе! А значит, все будет хорошо!