Художник

Всю жизнь он верил в свое художественное предназначение и эта вера помогала достигать поставленной цели. Даже в 59 лет, придя
в мастерскую «Кузнечная лавка», он стал тем, чьи творческие идеи ложатся в основу воплощения великолепных изделий. Знакомьтесь: Дмитрий Николаевич Филичев
.

9 июля во время Дня города в Тихвине, где на фестивальной площадке парка Эрувиль-Сен-Клер развернулась ярмарка мастеров декоративно-прикладного творчества, Александр Дрозденко приметил искусно выполненную из металла статую лося в натуральную величину и решил приобрести. «Пусть украшает один из гатчинских парков», – пояснил губернатор сопровождающим.
Известно, что лось, названный Лосилием, с недавних пор является туристическим символом Ленинградской области, и уже его статуи воздвигнуты в комфортно обустроенных местах Волхова, Лодейного Поля и еще четырех городов нашего региона. Изготовлены все по той же технологии, что и статуя, приглянувшаяся губернатору, в тихвинской частной мастерской с названием «Кузнечная лавка». Автором эскиза и одним из тех, кто воплотил его в металле, стал художник Дмитрий Филичев.
Тягу к рисованию мать Зоя Дмитриевна уже приметила в сыне в раннем детстве, а когда обстоятельства вынудили семью переехать из Подпорожья в Тихвин, поспешила определить его в художественную студию при районном Доме культуры к известному в городе мастеру живописи Давиду Квитко (в начале 1960-х годов в Тихвине еще не было художественной школы). Здесь юное дарование начало всерьез постигать азы полюбившегося искусства и, вероятно, именно в это время заложились в нем основы будущей профессии.
Мог ли тогдашний пятиклассник предположить, каким тернистым окажется путь продвижения к ней. После десятилетки не удалась попытка поступить в Ленинградское художественное училище имени Серова. Хотел было закрепиться в областной школе живописи – туда не взяли из-за отсутствия жилья в Ленинграде. А вот бюро внешнего оформления Тихвинского машиностроительного завода, входящего в объединение «Кировский завод», способности молодого человека приметило сразу.
Сюда он вернулся и после службы в армии. Но чувствовал, что чего-то не хватает, нет продвижения вперед. Кое-кто стал даже подтрунивать: что это за профессия – агитплакаты рисовать. И хотя у художника, перебравшегося из прессштамповочного цеха в заводской Дворец культуры, а затем – в бюро эстетики отдела главного архитектора предприятия, было немало интересной работы, связанной с чеканкой, резьбой по дереву (долгое время панно Филичева с видами исторических зданий Тихвина украшали холл гостиницы, помещения детского кафе и местных ресторанов), Дмитрий по настоянию близких заочно окончил экономический факультет ЛГУ.На одном экзамене, – вспоминает он, – нарисовал портрет экзаменатора, а когда тот на листке бумаги увидел невероятное сходство со своей внешностью, заметил: «Молодой человек, мне кажется, вы поступили не в тот вуз».
Да, мог работать экономистом, бухгалтером или преподавать политэкономию в каком-нибудь мест-ном училище, но тяга к любимому творчеству брала верх. И когда представился случай поехать на стажировку в Финляндию к известному мастеру резьбы по дереву Нилло Лехикойнену, не задумывался. Три года совместной работы дали неоценемую практику. Возвратясь в Тихвин, Дмитрий Филичев организовал оказавшихся без работы коллег на создание творческой мастерской «Друза».
Работы оказалось немало. Новоиспеченные предприниматели начали развивать малый бизнес: для кафе, ресторанов, магазинов (основных в 1990 – 2000-е годы сфер деятельности) требовалось незаурядное и бросающее в глаза оформление интерьеров, с чем фирма «Друза» успешно справлялась – вырезали внушительных размеров панно, устанавливали резные статуи зверей, руками художников в картинные галереи превращались стены торговых и развлекательных центров. Но грянул очередной экономический кризис. Мастерскую, в одночасье оставшуюся без заказов, пришлось закрыть.
И снова встали вопросы: как жить дальше, чем заниматься? У Дмитрия приближался пенсионный возраст, но он неотступно верил в свое предназначение, в то, что именно вера помогает достигать поставленной цели. К своим новым свершениям уже 59-летний художник пришел в кузнечной мастерской «Айромстайл», переехавшей в Тихвин из Бокситогорска. Теперь это «Кузнечная лавка», а Дмитрий Николаевич Филичев, принятый сюда в 2016 году подсобным рабочим, сегодня – ведущий специалист.

– Навыкам работы с металлом обучил инициатор создания этой мастерской, искусный специалист Андрей Дорофеев, в руках которого обыкновенный кусок металла превращался в изящное изделие, – рассказывает Дмитрий. – Сегодня этим занимаюсь я. Любую новую работу начинаем с эскиза – это поле творчества для художника. С рисунка, выполненного им на листке бумаги, выполняем эскиз будущего изделия в натуральную величину, а затем беремся за металл – из толстой проволоки создаем каркас. Например, при изготовлении садово-парковой скульптуры лося к каркасу, скрепляя его, сначала приварили отдельные кусочки металла, затем закрыли металлическими листами, зашлифовали. Дальше с помощью сварочного аппарата делаем арт-объект схожим с оригиналом. Это очень трудоемкая и кропотливая работа, требующая высокого мастерства.
Самые разнообразные изделия Дмитрия Филичева и его коллег-мастеров из «Кузнечной лавки» можно увидеть в Санкт-Петербурге, Вологде, Тихвине, Пикалеве. А в Лодейном Поле они украшают целый парковый ансамбль. Люди не могут пройти мимо уменьшенной копии первого парусного боевого корабля Балтийского флота «Штандарт», который тихвинские кузнецы создали по образу и подобию петровского фрегата, окружавших его штурвала, якоря и корабельных пушек. Два года назад по заказу все той же администации Лодейнопольского района на набережной реки Свирь установили памятник, посвященный 200-летию открытия Антарктиды, а на одной из центральных улиц города поселился большой металлический медведь
Николай Ливанский.

Фото Ильи Назарова.