19 января 2022 года в ОМВД России по Тихвинскому району вновь зарегистрировли случай дистанционного хищения денежных средств.
Очередная жертва.
Накануне 18 января 72-летней пенсионерке С. на мобильный телефон с номера, начинающегося с цифр «499», стали поступать звонки, как впоследствии выяснилось, лжесотрудника одного из банков России, представившегося специалистом службы безопасности и пояснившего, что по банковской карте С. совершаются сомнительные операции и злоумышленник пытается списать ее денежные средства. Владелица счета вступила в диалог и пояснила, что никаких операций она не совершала, но ей внушили о необходимости перевода денег на указанный «резервный» счет, с которого впоследствии они будут возвращены.
После недолгого разговора пенсионерка С., поддавшись убеждению мошенника, через банкомат обналичила деньги, а затем через один из терминалов в Тихвине перевела 68000 рублей на указанный собеседником номер телефона. После транзакции псевдоспециалист на звонки больше на отвечал, номер телефона стал недоступен. Лишь после этого С. осознала, что ее обманули и обратилась в полицию.
Сотрудники полиции отдела МВД России по Тихвинскому району напоминают жителям о соблюдении простых правил, чтобы не стать жертвой мошенников:
- Если звонят из банка, представляясь сотрудниками безопасности, в том числе с номера «900», номеров телефонов, начинающихся с «495», «499», «800», «977», или звонящие люди представляются сотрудниками полиции, перезвани-вайте по официальным номерам этих организаций.
- Никому и никогда не сообщайте реквизиты своих банковских карт, в том числе информацию о подключении услуг «Мобильный банк», по-следних произведенных банковских операциях, CVC/CVV-коды, одноразовые пароли для подтверждения операций и PIN-код.
- Не совершайте финансовые операции по инструкциям, полученным в ходе телефонных разговоров, незамедлительно прервите разговор.
- Не впадайте в панику, не торопитесь предпринимать действия по инструкциям неизвестных людей.
Е.В.ИВАНОВ,
вр.и.о. начальника отделения уголовного розыска
ОМВД России по Тихвинскому району.
Новые уловки.
Телефонные мошенники не устают придумывать новые сценарии общения с потенциальными жертвами взамен устаревшим. Очередную схему телефонного мошенничества, ставшую популярной у злоумышленников, выявил Банк России. Так, жертву убеждают оформить кредит, а затем переводят эти деньги на свой счет. Схема мошенничества предусматривает два этапа, рассказали в пресс-службе ЦБ.
На первом этапе гражданину звонит якобы сотрудник бюро кредитных историй и утверждает, что на него или его близких родственников мошенники пытаются оформить кредит. Во время разговора звонящий узнает, услугами каких банков пользуется жертва, а чтобы войти в доверие, интересуется, не терял ли гражданин документы, удостоверяющие личность, и не передавал ли кому-либо паспортные данные.
Через короткое время на втором этапе гражданину снова звонят и уже могут представляться якобы сотрудником службы безопасности банка, правоохранительных органов или Банка России. Звонящий подтверждает, что на имя гражданина или его близких родственников неизвестные лица оформляют кредит. Чтобы предотвратить незаконное оформление кредита, гражданину необходимо как можно скорее оформить кредит онлайн или в офисе банка, причем ровно на ту же сумму, на которую оформляют мошенники по его паспортным данным. Для убедительности злоумышленники просят гражданина действовать побыстрее и ни в коем случае никому не рассказывать про оформление кредита и его цели, так как проводят секретную операцию по вычислению жулика из числа сотрудников банка. Злоумышленники убеждают жертву, что его действия позволят раскрыть преступника, а кредитная история останется чистой.
Схема завершается тем, что гражданина просят перечислить кредитные деньги на «спецсчет», который укажет звонящий. В большинстве случаев жертва под влиянием мошенников переводит деньги на счета злоумышленников, внося их через банкомат или платежный терминал. В результате злоумышленники в течение трех-пяти дней могут убедить жертву оформить несколько кредитов в разных банках, обналичить деньги и через банкомат внести их на счета злоумышленников.
Последние для обхода проверки со стороны банков (антифрод-систем) просят жертв единовременно за одну операцию вносить на «специальные счета» не более 15 тысяч рублей. Однако общая сумма ущерба может варьироваться от нескольких сотен тысяч до нескольких миллионов рублей, рассказывают в Центральном банке.
За три квартала 2021 года (более свежей статистики нет) Центробанк направил для блокировки больше 42 тысяч телефонных номеров, используемых в противоправных целях, из которых 24,4 тысячи – только непосредственно за один третий квартал.
Для сравнения: в 2020 году Банк России выявил и отправил на блокировку 26,4 тысячи телефонных номеров, с которых злоумышленники обзванивали клиентов банков. Это почти в два раза (на 86 процентов) больше, чем в 2019 году. Только за третий квартал 2021 года мошенники совершили банковских операций без согласия клиента (не только выудив необходимые данные по телефону, но и в том числе через банкоматы или фишинговые сайты) более чем на 3 млрд рублей