О героях-авиаторах

Нынешние россияне вряд ли что-то могут сказать об отмечаемой в эти дни дате – 80-летии налетов советской авиации на Берлин и о том, что в ночь с 7 на 8 августа 1941 года первую бомбежку столицы Третьего рейха самолетами ДБ-3ф совершили летчики Первого минно-торпедного полка военно-воздушных сил Балтийского флота, ведомые полковником Евгением Николаевичем Преображенским. Эти налеты с подключением в дальнейшем других авиационных соединений продолжались до 5 сентября 1941 года.

По случаю памятной даты во Всеволожске в Доме авиаторов, филиале музейно-мемориального комплекса «Дорога жизни», прошла встреча детей и внуков летчиков-героев – штурмана Первого гвардейского минно-торпедного авиаполка Григория Надхи, командира экипажа этого же полка старшего лейтенанта Петра Трычкова и командира авиазвена 5-й от-дельной авиационно-разведыва-тельной эскадрильи ВВС КБФ старшего лейтенанта Георгия Трошина.
Потомки защитников Отечества побывали на мемориале «Румбо-ловская гора» и ознакомились с экс-позицией Дома авиаторов, размещенной в здании, где проживали летчики Первого минно-торпедного авиационного полка, которым командовал Е.Н.Преображенский. Эскад-рильи этого подразделения сражались на различных участках фронта – наносили удары по немецким моторизованным колоннам в Прибалтике и при наступлении на Тихвин, торпедировали вражеские корабли на Балтике, ставили минные заграждения и, конечно же, осуществляли воздушное прикрытие автоколонн, проходивших по Дороге жизни.
Справка. Штурман Первого гвардейского минно-торпедного полка военно-воздушных сил Краснознаменного Балтийского флота Григорий Гаврилович Надха родился 6 мая 1906 года. Был участником совет-ско-финляндской войны и двух полетов на Берлин, награжден тремя орденами Красного Знамени. Летал в экипаже изветного летчика Героя Советского Союза Михаила Николаевича Плоткина. Экипаж, в котором, кроме командира и штурмана, находился стрелок-радист Михаил Кудряшов, погиб 7 марта 1942 года в авиакатастрофе близ города Сестрорецка, когда возвращался после выполнения боевой задачи по установке мин на фарватерах в районе Хельсинки. Все трое похоронены в Александро-Невской Лавре.
Командир авиазвена 15-й отдельной авиационно-разведывательной эскадрильи ВВС КБФ старший лейтенант Георгий Ильич Трошин родился в феврале 1913 года. Тоже участ-вовал в советско-финляндской войне. С начала Великой Отечественной – в боевых действиях на Балтике, летал на самолетах МБР-2, совершал разведку военных объектов Германии и городов прибрежной зоны Балтийского моря, в том числе разведку территорий перед первым полетом экипажей Первого минно-торпедного полка на Берлин. Награжден орденом Красной Звезды. Погиб 16 сентября 1941 года в районе города Нарва, до настоящего времени считается без вести пропавшим. Его имя увековечено на памятнике «Морякам-балтийцам» в поселке Шепелево Ломоносовского района.
Летчик Первого гвардейского минно-торпедного полка ВВС КБФ старший лейтенант Петр Николаевич Трычков родился в 1913 году. Участник советско-финляндской войны, в августе 1941 года совершил четыре полета на бомбежку Берлина.
16 сентября 1941 года самолет Петра Трычкова возвращался на базу после бомбардировки станции Кириши, но был атакован множест-вом немецких истребителей Ме-109. Один вражеский самолет экипажу удалось сбить, но был подбит и бомбовоз Трычкова вблизи поселков Анциферово и Ракитино Новгородской области. Вместе с Трычковым погибли штурман лейтенант Швецов и стрелок-радист сержант Несмелов. Их самолет только в январе 1972 года нашли и подняли из болота. До этого времени экипаж Петра Трычкова числился пропавшим без вести. Останки экипажа были перенесены в братскую могилу, а затем в 1973 году перезахоронены на кладбище в поселке Хвойная, где памятником стал изогнутый при падении винт самолета.
П.Н.Трычков награжден орденом Красного Знамени и орденом Ленина. Имя летчика носят улицы в городах Окуловка и Пестово Новгород-ской области. В Пестове какое-то время дислоцировался Первый минно-торпедный авиаполк.

Сотрудники Музя Победы предложили жителям Санкт-Петербурга и Ленинградской области специальную онлайн-программу. Они разместили на своем сайте виртуальную экскурсию об авиации времен войны, фильмы с воспоминаниями летчиков – участников Великой Отечественной и мастер-класс «Вертолет».
Во время экскурсии онлайн-посетители «побывали» на открытой площадке военной техники и смогли внимательно рассмотреть представленные самолеты, а гид ознакомил аудиторию с оригинальными конструкторскими решениями и особенностями истребителей и бомбардировщиков. Было приведено немало необычных фактов о технике.
Например, мы узнали, как война в Испании способствовала созданию полутораплана ДИ-6Ш. Услышали и историю появления СУ-2, а также рассказ о единственном женском таране в годы советско-финской войны. Интересно было узнать, какой самолет стал прообразом легендарного У-2 и как в годы войны его переделывали в бомбардировщик. Почему полк женских экипажей У-2 немцы прозвали «ночными ведьмами»? Наверное, всех участников онлайн-экскурсии заинтересовал и такой вопрос, зачем на пикирующем бомбардировщике Ил-2 делали из фанеры макет пулемета?
Никого из нас не оставил равнодушным и просмотр фильмов из цикла «Моя война», а также интервью с летчиками – участниками Великой Отечественной войны. Старший лейтенант 176-го гвардейского полка Сергей Крамаренко и младший лейтенант командир бомбардировщика Б-25 «Митчелл» Дмитрий Ваулин поделились воспоминаниями о том, в каких боевых действиях принимали участие и как проходили будни на фронтовых аэродромах.
Не остался без внимания участников экскурсии и тот факт, что Музей Победы предложил самым юным интернет-пользователям своими руками изготовить вертолет. Для этого ребятам понадобились заготовки из цветной бумаги и картона, Георгиевская лента, а также ножницы, клей и степлер. В ходе мастер-класса ведущая объяснила, как называют разные части вертолета и как правильно собрать поделку из заготовок.
В онлайн-экскурсии участвовали сотрудники редакции газеты «Трудовая слава».