Стратегия-2030. Новые задачи

В ноябре Совет безопасности России одобрил, а затем президент подписал проект Стратегии государственной антинаркотической политики Российской Федерации на период до 2030 года.

Это уже второй программный документ, который определяет основные болевые точки и направления борьбы с наркоситуацией в России. Первая Стратегия была принята еще в июне 2010 года, где определили системный подход к проблеме. Основными задачами, помимо прочих, тогда было создание государственной системы мониторинга наркоситуации и пресечение наркотрафика из-за рубежа. Благодаря реализации поставленных задач, стало возможным создание обновленной Стратегии государственной антинаркотической политики на будущее десятилетие, которая и утверждена Указом Президента Российской Федерации №733 от 23.11.2020 г.
В России.
Современная наркоситуация в стране оценивается как «тяжелая». По данным МВД России, в стране регулярно или изредка употребляют наркотики не менее 1,9 миллиона человек. Вектор наркопотребления смещается в сторону синтетических веществ. С 2010 года можно констатировать рост числа лиц с зависимостью от новых психоактивных веществ и полинаркоманией (2018 год – 63,4 тысячи человек, 2015-й – 48,9, 2010-й – 26,4.).
Продвигают новые модели потребления – «клубная», «статусная», «рекреативная», которые по мнению М.Е.Поздняковой, кандидата философских наук руководителя сектора социологии девиантного поведения Института социологии ФНИСЦ РАН, в реальности являются промежуточной стадией формирования наркозависимости. Подростков и молодежь вовлекают в наркотизацию через сеть Интернет. Такое положение – это прямая угроза национальной безопасности. При этом правоохранительные органы ни на минуту не прекращают свою работу. Так, в 2019 году зарегистрировано в 1,6 раза больше преступлений по фактам незаконного наркопроизводства. Ликвидировано 208 подпольных лабораторий в основном для изготовления на специальном оборудовании синтетических наркотиков из прекурсоров и других химических веществ и реактивов, что почти в два раза больше, чем за прошлый период. Почти на одну треть в 2019 году увеличилось количество выявленных преступлений по незаконному обороту наркотиков (24817), совершенных с использованием информационно-телекоммуникационной технологии. В ходе расследования наркопреступлений установлено 85425 лиц, их совершивших.
В регионе.
И в 47-м регионе предпринимают все необходимые усилия для противодействия наркопреступности. За 2019 год правоохранительные органы на территории Ленобласти в сумме зарегистрировали 2023 преступления в сфере незаконного оборота наркотиков, что меньше на 16,8 процента по сравнению с 2018 годом. При этом сотрудники правоохранительных органов из незаконного оборота изъяли более 180 кг наркотических средств, психотропных и сильнодействующих веществ.
Проводится планомерная профилактическая работа с несовершеннолетними и молодежью, организуются просветительские семинары, конференции, встречи и родительские собрания, где пропагандируют здоровый образ жизни детей и повышение ответственности родителей за их воспитание.
Однако, несмотря на успехи, ситуация в Ленинградской области остается весьма непростой.
Закон суров.
Реализуя задачи, поставленные еще в 2010 году, законодатели сущест-венно скорректировали нормативную правовую базу. В частности, как сообщил глава МВД России генерал полиции РФ Владимир Колокольцев, который представлял проект обновленной Стратегии, «перечень наркотических средств и психотропных веществ, запрещенных или ограниченных к обороту на территории Российской Федерации, расширен более чем на 330 позиций». В дальнейшем законотворческая работа будет продолжена. В Министерстве внутренних дел Российской Федерации уже разработали и внесли в правительство проект закона, где установлена ответственность за склонение к потреблению либо пропаганду наркотиков с использованием сети Интернет.
«В качестве своих приоритетных задач МВД России видит реализацию мер по пресечению деятельности организованных групп, причастных к незаконному обороту наркотиков, а также противодействие наркопреступлениям с использованием IT-технологии и подрыв экономических основ наркобизнеса», – подытожил министр.
Новые цели.
Одной из трех стратегических целей обновленной антинаркотической политики названо снижение тяжести последствий незаконного потребления наркотиков, а значит, особое внимание будет уделено социальной реабилитации и ресоциализации бывших наркопотребителей, возвращение в общество тех, кто твердо решил избавиться от зависимости.
Необходимость действий в этом направлении подтверждают в Ленинградском областном наркологическом диспансере.
«Совершенствование материально-технической базы, поддержание деятельности медицинских реабилитационных центров и отделений – это то, что и больным, и медикам дает уверенность и надежду», – говорит А.А.Руденко, заведующий реабилитационным отделением ГБУЗ ЛОНД. – А сохранение доступности государственной наркологической службы гарантирует, что всем нуждающимся будет оказана необходимая помощь, и непростая ситуация в сфере наркопотребления может быть преодолена».
Достичь результата.
В Стратегии 2030 поставлены перед исполнительной властью и обществом конкретные цели, результат достижения которых можно выразить сухим языком цифр.
Но не нужно думать, что кто-то все сделает за нас. Важно понять, что каждый может внести свою лепту – осознать важность проблемы, помочь близким сформировать отношение к наркотикам как к одному из самых страшных зол. И тогда изменить наркоситуацию в стране с тяжёлой на нейтральную будет намного легче.
Дмитрий Носов.
Проконсультироваться в сложной ситуации всегда можно в ГБУЗ «Ленинградский областной наркологический диспансер»:
горячая линия – (812) 296-99-03
(в рабочие дни с 9 до 15 часов);
сайт: лонд.рф