Миллиарды и жадность: как бороться с коррупцией в ЖКХ

Сфера ЖКХ вбирает миллиарды рублей живых денег – коммунальных платежей от населения. И это лакомый кусок. Борьба с коррупцией начинается с управляющей компании и доходит до ресурсосберегающих.

Генеральная прокуратура сообщает, что в 2019 году 127 тысяч обращений касались вопросов законности в сфере жилищно-коммунального хозяйства (ЖКХ). Это одна из пяти самых проблемных отраслей в России, связанных с коррупцией. Условно говоря, все виды мздоимства в коммунальной сфере можно разделить на три главных типа: первый – бытовые взятки за услуги, которые уже включены в квитанции, второй – завышение тарифов за коммунальные услуги и третий – хищение бюджетных средств, выделенных на определенные виды работы.
Новость о коррупции почти на миллиард рублей прогремела в Выборгском районе Ленинградской области. Глава местного комитета по финансам Александр Болучевский так хотел работать в Москве, что вывел из районной казны 700 миллионов рублей на счета подконтрольных ему компаний. Следственный комитет Ленобласти сообщает, что половину из этих средств – 350 млн рублей – чиновник отдал своей знакомой в качестве платы за лакомую должность, а вторую потратил так, как ему хотелось. При этом на бумаге эти деньги шли на капитальный ремонт жилых домов Выборга, а в итоге оказались в кармане Болучевского. Он уже сознался в преступлении.
Другой вид коррупции в сфере ЖКХ скрывается в тарифах. Из-за отсутствия централизованной тарифной политики цены формируют в каждом регионе по-разному. И это остается на совести чиновников. Если в Ленинградской области процедуру утверждения тарифов на воду, тепло, электроэнергию, водоотведение и прочие услуги можно назвать прозрачной, то в других регионах этот процесс зачастую вызывает пристальное внимание правоохранительных органов.
Год назад сообщалось о случае, когда в Нижегородской области руководитель региональной службы по тарифам отправился на день рождения владельца энергокомпании в Италию. Оплату всех расходов почти на миллион рублей производила аффилированная с бизнес- меном организация. В итоге в суде, где рассматривали дело о коррупции, доказали, что эта энергокомпания предоставляла услуги по завышенным тарифам, а покрывал это чиновник.
Ленобласть по-своему уникальна в регулировании тарифов. Например, когда в нашем регионе стартовала мусорная реформа, жители пожаловались губернатору на то, что в некоторых муниципалитетах рядом с домами нет оборудованных площадок для бытовых отходов, а оплату за вывоз мусора, тем не менее, с них берут. Тогда губернатор Александр Дрозденко распорядился снизить плату за вывоз мусора всем категориям и обнулил уже пришедшие жителям платежки.
И если правительство Ленинградской области держит на контроле каждую цифру, то с управляющей компанией всегда нужно держать ухо востро.
Если неисправность обнаружена в системе водоснабжения, трубах до отключающего устройства в квартире (или первого вентиля, идущего от общей трубы), в системе газоснабжения, проложенной от источника газа до крана в квартире, во внутридомовой системе отопления, стояках, батареях отопления или в системе электроснабжения (этажных щитках и шкафах, осветительных приборах) на этаже, кабелях до квартирных счетчиков, то требовать плату за устранение этих аварий управляющая компания не имеет права – все это заложено в тариф и отображается в коммунальной квитанции.
«Если все же требуют оплату, сначала подготовьте жалобу на имя руководителя управляющей организации. Один экземпляр передайте ее руководителю, второй – с отметкой о принятии жалобы сохраните у себя. Если управляющая компания не выполняет свои обязанности, нужно обратиться в органы государственного жилищного надзора – государственную жилищную инспекцию, указав на конкретные факты», – уточнили в пресс-службе Генеральной прокуратуры России.
Рекомендации надзорного ведомства поддерживает комитет по ЖКХ Ленинградской области.
«Чаще всего жители обращались по вопросам обоснованности размера платы за содержание и ремонт жилого помещения, определения размера и внесения платы за коммунальные услуги (27 процентов), ремонта и содержания мест общего пользования (22 процента), проверки деятельности управляющих организаций (21 процент)», – сообщили в пресс-службе ведомства, отметив, что по итогам проверки было выявлено 5821 нарушение, выдано 1214 предписаний.
Соня Томбер.