Музей – это огромный неизведанный мир, полный тайн и неожиданных открытий. Мы, его посетители, лишь на выставках видим экспонаты, рассказывающие об истории наших предков. Но есть человек, который больше других знает о том, какие удивительные предметы хранятся в Тихвинском историко-мемориальном и архитектурно-художественном музее, – его главный хранитель, кандидат исторических наук Виктор Зюрин. В интервью он рассказал о фондах музея и работе по сохранению исторического наследия.
– Виктор, как вы выбрали профессию историка и музейщика, как все начиналось?
– После школы я поступил учиться на исторический факультет ЛГУ им.Пушкина, а затем вместе с двумя друзьями пошел в аспирантуру, успешно окончил и защитил кандидатскую диссертацию. Все мы выбрали разные сферы деятельности: один из нас стал преподавателем, второй работает в архиве, а я вот попал в музей. Если говорить честно, то после университета и мысли не было работать в Тихвинском музее, я пытался найти работу в Санкт-Петербурге. Но в процессе поиска решил зайти и в наш комитет по культуре, где нынешний руководитель Елена Юрьевна Котова, тут же позвонив директору краеведческого музея, посоветовала мне лично сходить в музей и выяснить, есть ли вакансии. В то время я мало себе представлял, что такое музейная работа и в чем заключается, но в музей решил сходить. Лесю Анатольевну Колесникову, в то время именно она была директором, я не застал и оставил резюме. Ну а дальше снова уехал в Санкт-Петербург. И вот помню: еду в маршрутке и мне звонят, приглашают в Тихвинский музей. Поразмыслив, решил, что есть немало преимуществ в том, чтобы остаться жить и работать в своем родном городе. Питер, конечно, культурная столица и туда хорошо иногда приезжать, но жить все же комфортнее у себя дома. В итоге я очень рад, что остался в Тихвине и сегодня работаю в нашем музее, где начинал как научный сотрудник, а сейчас являюсь главным хранителем.
– В чем заключается суть и смысл вашей работы как главного хранителя?
– Задача главного хранителя – организация в музее учета и хранения предметов. Наши фонды довольно большие, около 40 тысяч предметов, а музей один из самых крупных в Ленинградской области, больше нашего только Выборгский. Все эти предметы необходимо учитывать и организованно, грамотно хранить. Эту работу, помимо меня, делают еще четыре человека – хранители музея. Все музейное собрание предметов разбито на несколько фондов, каждый из которых закреплен за конкретным сотрудником, который с ними работает. В их обязанности входит наблюдение за состоянием предметов, следить за температурно-влажностным режимом в помещении, где они хранятся, чтобы не было значительных перепадов температуры, высокой влажности и прочее. Для контроля у нас есть специальные приборы, и если есть какие-то отклонения, то включаем увлажнители например или осушители, также обязаны проводить сверку предметов. Наши коллекции не просто лежат десятилетиями, мы периодически их проверяем, все ли в наличии, какова их сохранность.
Основная функция музея – хранение, учет и показ музейных предметов, но мы оберегаем предметы не просто ради сохранения, а для того, чтобы показывать их посетителям, поэтому предметы надо постоянно изучать. Иногда люди приносят в музей старинные вещи и даже не знают, что это такое и как использовали наши предки. Когда мы проводим в школе занятия с детьми, то показываем музейный предмет, а они должны определить его назначение. На самом деле даже специалистам сделать это не всегда просто. Как-то однажды я был в Эрмитаже на выставке стекла, и там были сервизы, очень похожие на наши советские, а на самом деле они были из Венеции, средние века, 15 – 16-й век.
А еще мы часто сталкиваемся с подделкой. Сейчас, например, много имитации из медного литья. Принесли однажды старинную старообрядческую икону в окладе, а после осмотра оказалось, что это фальшивка, часто приносят поддельные монеты. В Тихвинском районе такой фальшивки очень много. В Санкт- Петербурге тоже часто можно увидеть в продаже подделку, например, чеканных монет царских времен. Наши сотрудники изучают музейные предметы и устанавливают их подлинность, историческую ценность.
Часто мы бываем на разных интересных выставках в Санкт-Петербурге. Например, в прошлом году в Русском музее была выставка новгородских икон. А поскольку Тихвин раньше входил в Новгородскую губернию, то было очень интересно посмотреть наши иконы. Научные сотрудники Русского музея провели для нас специальную экскурсию и рассказали, что когда готовили иконы к выставке, делали их переатрибуцию. Несмотря на то, что иконы хранили в музее уже много лет, их, прежде чем выставить, снова изучили и сделали поправку в датировке. Одна из икон, которая числилась как новгородская икона 17-го века, оказалась более ранней, 16-го века.
Изучение музейных предметов – процесс непрерывный, мы должны их постоянно изучать и представлять публике. Это очень важно для сохранения нашей тихвинской истории. ТИМАХМ (Тихвинский историко-мемориальный и архитектурно-художественный музей) проводит много выставок на самые разные темы. Это и история железной дороги, водной системы, пожарной части, кинематографа и многие другие. Когда мы готовим выставки, то, конечно, досконально изучаем тему. При этом часто ездим в Санкт-Петербург, в библиотеки, архивы, где по крупицам собираем информацию. Как музей мы делаем выставку на научной основе, все экспонаты сначала изучаем, систематизируем, подтверждаем их историческую подлинность, узнаем, кому они принадлежали и прочее, чтобы посетители выставки могли не только увидеть предметы, но и узнать много нового и интересного об истории нашего края и наших предков.
– Над какими темами вы работаете, какую научную работу ведете?
– Пятый год мы работаем над темой Первой мировой войны. Началось все в 2014 году. Как и многие музеи, мы готовили выставку к 100-летию начала Первой мировой войны. При ее организации и планировании столкнулись с тем, что у многих людей хранятся семейные фотографии тех времен, но они почти ничего не знают о том, кем были их предки, где воевали, при каких обстоятельствах сделаны снимки. По сути, Первая мировая война у нас практически не изучена, поэтому мы решили серьезно заняться этой темой и сделать хорошую большую выставку. Она получилась, но так как оставалось много неизвестных и малоизученных фактов, совместно с директором музея Верой Викторовной Бондаревой решили продолжить работу над темой Первой мировой войны. Там есть информация практически о всех ее офицерах.
Игорь Вадимович Фомин помог нам издать книгу «431 Тихвинский пехотный полк», которая вышла в 2018 году. Вера Бондарева и я ездили в Москву и буквально по крупицам собирали информацию: в архиве ее можно записывать только ручкой, фотографировать нельзя. В основе книги лежат архивные материалы, которые мы изучили и исследовали. Там содержится большое количество ссылок на документы, хранящиеся в архиве.
Работу над темой Первой мировой войны продолжаем и сейчас, ведь мы написали только про пехотный полк и теперь планируем издать еще одну книгу об истории Тихвина во время Первой мировой, гражданской войны, революции.
Еще одна научная тема, которой я также занимаюсь, – Тихвинская водная система. Именно по ней написал в свое время диссертацию, и мой научный руководитель Тамара Михайловна Смирнова тогда советовала издать книгу. Конечно, хочется снова заняться этой темой, ведь сейчас есть опыт музейной, архивной работы, и я знаю, где еще хранятся документы по Тихвинской водной системе. И, как я считаю, это должен быть трехтомный труд. Первый том – 18-й век, проектирование, подготовка документов, второй том – строительство, там тоже много интересных материалов, ну и третий – развитие водной системы, ее эксплуатация, работа населения тихвинского края на объектах водной системы. О ней можно очень много рассказать, это интереснейшая тема, только вот не знаю, когда за нее возьмусь вплотную.
– Как вы считаете, в каком направлении должен работать музей, чтобы быть интересным и востребованным у людей самого разного возраста и социального статуса?
– В нашем музее есть научно-просветительский отдел, который непосредственно занимается этой работой. Вообще, мне кажется, что это вопрос сложный и глобальный. На мой взгляд, сегодня нужно больше уделять внимания воспитанию людей в культурном, эстетическом, духовном плане. В советские годы, например, было много научно-популярных, культурно-просветительских телевизионных программ для детей и взрослых, а сейчас телевидение в основном выполняет развлекательную функцию, пропагандирует массовую культуру. Особенно важно, чтобы средства массовой информации были нацелены на культурное развитие и воспитание людей. Тихвинский музей в этом направлении работает много и целенаправленно. Мы сотрудничаем со школами, детсадами, библиотеками, социальными центрами. Придумываем и проводим различные мероприятия, где рассказываем об истории Тихвина, Ленинградской области. Как главный хранитель я помогаю подбирать из фондов предметы, которые наши сотрудники используют при занятиях с детьми. В этом году эпидемия коронавируса помешала нашей работе, долгое время мы не проводили экскурсий и массовых мероприятий. Людей надо привлекать прежде всего интересными выставками, поэтому будем чаще выставлять и показывать предметы, хранящиеся в фондах музея, радовать жителей и гостей города новыми экспозициями.
Беседовала Валентина Сорокина.