Художественный руководитель областного «Театра на Васильевском» Владимир Словохотов – о премьере в онлайн-формате, о моде, Родине, классике и многом другом.
– Владимир Дмитриевич, как Вы оцениваете прошедший сезон?
– Сезон завершился скомкано, но в конце в онлайн-формате прошла премьера спектакля «Сон в летнюю ночь» по Шекспиру на площадке «Театра на Фонтанке».
– У театра в прошлом году осенью был юбилей, но из-за коронавируса все как будто было в прошлой жизни, а ведь был целый большой сезон!
– Да, сейчас мы все будем оценивать события до коронавируса и после. Конечно, сезон был творческий, насыщенный. Студенты второго курса Театральной Академии, которые занимаются в нашем театре, очень интересные ребята, показали свои курсовые работы. В прошлом году впервые мы провели фестиваль LOFT – много было московских театров. Договорились, что следующий фестиваль, который по понятным причинам не состоялся в апреле, пройдет с 8 по 21 октября, все – театр им. Моссовета, Московский губернский театр Сергея Безрукова, «Табакерка», Омск, Красноярск – подтвердили свое участие.
Юбилей был замечательный, очень легкий. 30 лет для театра – срок огромный. В то время открылось много театров разного направления, но не все остались – время было не для театра. Мы выжили. Может быть, потому, что мы были в Ленинградской области. Я вообще по этому поводу говорю: «Лучше быть Иван Ивановичем в деревне, чем Ванькой в городе». Но получилось так, что мы и в городе Иваны Ивановичи: и по зрительному залу, и по репертуару. Но, самое главное, удалось собрать потрясающую группу.
– Многие отмечают, что вокруг Вас собираются талантливые люди. Как у Вас это получается?
– Я отвечу белорусской поговоркой: «Умных – к умным, а мэнэ – к тэбэ». Я думаю, что собирается компания людей, которым друг с другом интересно.
– А у Вас какой случай: «умных к умному» или «мэнэ к тэбэ»?
– Я сам не знаю. Можно, конечно, говорить какие-то умные красивые вещи и слова театроведческие, но нас просто тянет друг к другу, мы живем этой историей. Как бывает на спектакле: люди ждут друг друга, чтобы реплики не пропустить. А у нас все органично, просто нам очень интересно друг с другом. Поэтому и атмосфера за кулисами замечательная, творческая. Конечно, потеря Володи Туманова, который очень много сделал для театра, очень горькая. Но то, что он заложил, продолжает жить даже после того, как его не стало (Владимир Туманов в 2011-2020 годах был главным режиссером «Театра на Васильевском», умер на 67-м году жизни в феврале 2020 года – прим. ред.). Остались его спектакли «Мещане», «Дядя Ваня», «Идиот». Грустная это история. Конечно, надо продолжать жить, но надо научиться жить без Володи.
– Какое было ощущение у артистов, когда они играли премьеру спектакля «Сон в летнюю ночь» в онлайн-формате? Не было чувства, что говоришь в пустоту, а зал, зрители где-то там?
– Артисты сказали, что не чувствовалось этого. Было ощущение полного зрительного зала. Я не очень люблю видеоспектакли, они хороши для служебного пользования, за исключением когда-то специально снятых для телевидения спектаклей Эфроса. Но тут была какая-то фантастическая атмосфера. Главный руководитель «Театра на Фонтанке» пришел в финале спектакля к нам, говорил, что хочет посмотреть, потому что получилась какая-то завораживающая история. Вообще, театр – это чудо.
– Какие спектакли Вы собираетесь поставить в следующем сезоне?
– С Александром Баргманом сейчас определяемся с названием. «Дядюшкин сон» по Достоевскому, скорее всего, будет ставить Евгений Марчелли. Руслан Нанава, который поставил «Сон в летнюю ночь», уже приступил к репетициям «Горе от ума». Денис Хуснияров выпускает современную историю «Как Зоя гусей кормила». И для нас специально пишут пьесу «Танцплощадка», в которой вся жизнь героев проходит на танцплощадке: выпускной вечер, проводы на войну… Очень интересная трогательная история.
– Если вернуться к фестивалю LOFT – как началась его история? В основе лежал фестиваль «Всеволожская весна»?
– Да, начали мы его как «Всеволожскую весну», но потом поняли, что это совсем не наш формат, да и «Всеволожскую весну» не было никакого смысла переформатировать, потому что это хорошая идея областных ленинградских театров. Поэтому мы сделали предложение, и областное правительство приняло решение сделать фестиваль LOFT при нашем театре. Зрители нашего фестиваля – в основном, из области.
– А по идее чем отличается от остальных?
– Я не люблю в театре пошлостей. Поэтому в наш театр можно приходить смело с детьми и смотреть любой спектакль, не опуская глаза от того, что происходит на сцене. Все по делу и по существу. Для меня это принципиально. Может быть, таких театров, где нет бульварного романа и пошлого анекдота, осталось немного.
– Артисты Вам не предлагают для привлечения публики сделать что-нибудь на грани фола?
– Наоборот. Они счастливы, что в нашем театре этого нет. Актеры других театров на самом деле тоже мечтают не о бульварных романах. Это вынужденная мера. Как говорил Ленин в пьесе Шатрова, «либо вас интересуют Пушкин и Толстой, либо вас устраивают бульварные романы и пошлые анекдоты».
– Как Вы думаете, в чем секрет успеха спектакля «Мещане»? Его тема актуальна сейчас?
– Эта тема всегда будет актуальна. Там же не главное слово «мещане». Главное – человеческие отношения. А Вы знаете историю, которая произошла с этим спектаклем на фестивале в театре Безрукова?
– Да-да. Реквизит отстал где-то на границе, и актеры играли в своей одежде, из реквизита используя только стулья.
– А зрителю было интересно слушать текст, который там звучал. Он был актуален и интересен, пропущен через историю дня сегодняшнего. Мне кажется, что веками ничего не меняется в человеческих отношениях, может быть, только обостряется. Посмотрите на улицах – все то же самое. В «Мещанах» дети далеки от взрослых, а взрослые, пытаясь отдать детям себя, не могут понять, почему они не пользуются этим. Это абсолютно современная история. В театр идут, чтобы не задавать вопросы, а получать ответы. Ведь на эти вопросы никто больше не отвечает. Телевидение живет своей жизнью и загоняет в угол проблемы, люди увертываются от них, как от выстрелов. Любовь, семья, Родина, человечество – выше этого ничего нет. Этим и занимается сегодня театр, если он серьезный театр.
– Что планируете по материальному обеспечению? Будут ли ремонты?
– Да, средства выделяются из областного бюджета. Мы уже начали первую часть – ремонт в зрительном зале: отреставрированы кресла, вентиляция сделана. Сейчас мы меняем световую и звуковую системы управления: появятся 4 компьютера по регулировке света и звука стоимостью почти 1 млн рублей. Мы все переводим на «цифру». Это совсем новый взгляд и на свет, и на звук. Появятся, даст Бог, специальные экраны. В общем, мы в предвкушении нового технического чуда.
Мой папа прошел войну, был в диверсионной группе, конец войны застал в Праге. Он был учитель биологии, ему было 22 года. Ему повезло, он не получил ни одного ранения, был награжден многими орденами и медалями. К тому же он был очень талантливым человеком: писал стихи, играл на всех музыкальных инструментах, кроме духовых. Тогда вышел Указ Сталина всех учителей (а был май) срочно отправить домой, чтобы они подготовились к новому учебному сезону. Я к чему это? Вот сейчас такое время, пандемия, и при чем тут театр? Но я благодарен тем людям, которые и сейчас думают о театре, о медицине, об образовании – о том, что «завтра» наступит обязательно, и нужно заниматься этими вопросами сегодня. Это мое понимание Родины.
Может быть, Вы хотите задать вопрос по поводу ДК имени Горького?
– Да, собиралась.
– Ленинградская область купила его у федерации профсоюзов, и там будут находиться наш театр и замечательный симфонический оркестр «Таврический» под управлением Михаила Голикова.
– У вас теперь будет два здания?
– Да, у нас будет две площадки: Дворец искусств Ленинградской области, коим станет ДК имени Горького, и Театр на Васильевском. Естественно, там будут проходить не только наши спектакли, но и совместные с оркестром музыкальные спектакли и мюзиклы. Собирается очень интересная творческая команда, и мне кажется, что будет какое-то новое дыхание, новый взгляд на культуру и искусство Ленинградской области. В общем, мы приобретаем серьезный авторитет, даже дух захватывает от предстоящих возможностей.
– Когда планируете туда заезжать?
– Летом. Новый сезон начнем во Дворце Искусств, потому что наш театр закрывается на ремонт. Но к декабрю, даст Бог, мы начнем работать уже на двух площадках. Мы не закрывали полностью свою основную площадку на время идущего там уже три года ремонта, чтобы не растерять творческий потенциал. К тому же мы много играем в области – 107 спектаклей в год. Нам есть, чем заняться.
Галина Паламарчук.