2020 год станет знаковым для Центральной детской библиотеки города Тихвина. Напомним, что библиотека победила в конкурсе на создание в 2020 году модельных муниципальных библиотек по национальному проекту «Культурная среда» и получит федеральную поддержку в размере пяти млн рублей.
Сегодня библиотека находится в стадии модернизации. С 3 февраля, еще до объявления карантинных мер в связи коронавирусом, она закрыла свои двери. Обслуживание юных читателей взяли на себя другие библиотеки города.
Модернизация – это огромная ответственность и интенсивная работа и администрации библиотечной системы, и коллектива библиотеки, и команды подрядчика. Понимая значимость проекта, администрация района выделила на ремонт библиотеки более двух млн рублей.
Что происходит сегодня в Центральной детской библиотеке? Об этом мы беседуем с ее руководителем Т.Г.Западовой
– Татьяна Геннадьевна, что сделано на сегодняшний момент?
– Уже отремонтированы помещения информационно-образовательного центра «Надежда» для людей с ограниченными возможностями здоровья, который территориально находится в помещении библиотеки, кабинет заведующего, полностью сделан зал подросткового абонемента. В библиотеке заменяют двери, сантехоборудование, штукатурят и красят стены. В читальном зале появился новый подвесной потолок и установлены светодиодные светильники, кроме того, в нем и зале подросткового абонемента линолеум заменен современной керамогранитной плиткой.
Одним из условий модельной библиотеки является расширение пространства для пользователей. Мы демонтировали стены одного из фондохранилищ, которое находилось практически во входной зоне. Библиотека становится «прозрачной» для горожан: стеклянная витрина при входе и открытость этой зоны позволит уже издалека с улицы увидеть, что в библиотеке происходит что-то интересное. Предстоит ремонт крыльца и фасада здания.
Для всей команды проекта стоит важная задача – организовать пространство так, чтобы не стать типовой библиотекой, сохранить свою индивидуальность и идентичность, свое «лицо».
– Сохраните ли традиции при оформлении библиотеки? В свое время большой вклад в ее облик внесла скульптор Мария Николаевна Большакова.
– В далеком 1998 году одно из подразделений Центральной детской библиотеки – сектор детского чтения – открыли по адресу: 4-й микрорайон, дом №10. В этом здании находился абонемент для маленьких читателей. К его открытию уникальная тихвин-ская резчица по дереву Мария Николаевна Большакова сделала бесценный подарок – оформила помещение в сказочном «русском» стиле. Зал «населили» деревянные скульптуры: мишка, зайцы, ежик, белка, появился этнографический уголок «Горница-Узорница» с «печкой», скамьями и деревянным резным столом, стены украсили деревянные панно. А в 2001 году появилась программа развития «Детская библиотека – среда сохранения национальной культуры» и проект «Русский дом», с которым коллектив библиотеки работает и сегодня.
В каждое творение художницы-резчицы вложена душа, и библиотекари, и читатели не представляют детскую библиотеку без этой сказки. Сегодня перед нами стоит задача отреставрировать скульптуры и вписать их в новый интерьер будущей модельной библиотеки. За реставрацию взялся сын Марии Николаевны – Александр Хрусанов, и это вселяет уверенность, что все получится.
– Библиотека – это фонд, книги. Как разместите их в обновленном пространстве?
– Одной из главных задач при недостаточных площадях библиотеки и большом фонде (на сегодняшний день – около 46000 экземпляров) стало грамотное, продуманное комплектование. Коллектив библиотеки проделал большую предварительную работу по анализу библиотечных фондов, списали ветхую и невостребованную литературу. Детские библиотекари, имея за плечами большой опыт работы, очень внимательно отнеслись к этому: каждая книга буквально проходила через «несколько рук».
Книги, которые нужны читателю, но которые все же пришлось списать вследствие их состояния, сразу же включали в новое комплектование. Полезно иногда «перетряхивать» свои фонды. Перебирая книжки, обнаружили не одну чудесную находку, например, «Сочинения» Юрия Тынянова 1941 года издания, сборник стихов Михаила Дудина «Переправа» того же года издания. Библиотекари бережно хранят такие библиографические редкости, у нас сущест-вует «Музей книги», под который то-же будут оформлены новые стеклянные витрины. Одним из главных условий проекта является комплектование модельных библиотек новой литературой.
– Какие-то новинки уже поступили?
16 марта доставили первую пар-тия новых книг для детской библиотеки от издательства «Речь». Это качественное переиздание русской и советской классики, именно с теми иллюстрациями и оформлением, которые – «из детства», и, конечно, новинки современной детской литературы. Книги в количестве 790 экземпляров сегодня находятся в отделе обработки МУ «ТЦБС». Впереди – закупка большого количества новых книг на сумму 500 тысяч рублей. Фонд библиотеки пополним комиксами, виммельбухами, отраслевой литературой, книгами с шедеврами иллюстрации.
– Что еще нового будет в библиотеке в ближайшем будущем?
– Полностью поменяем мебель – она станет современной, «мобильной», яркой, удобной, будет организовано новое выставочное пространство. В библиотеке появятся парк компьютеров, ноутбуки, большая настенная панель, мультимедийный тач-стол, видеостойка, аэрохоккей, видеокамера, новые настольные игры. Читатели будут иметь доступ к электронным фондам и коллекциям Национальной электронной библиотеки, Национальной электронной детской библиотеки.
Какой должна быть современная детская библиотека сегодня, какие требования к ней предъявляет новая цифровая среда, насколько более авторитетной и значимой становится роль библиотекаря, какие сервисы и какие виды обслуживания должны быть сегодня в библиотеках? Как из «накопителя» информации превратиться в место качественной коммуникации, место для взаимообогащения идеями, мыслями, навыками? Что такое «бренд» библиотеки и «имидж»самого библиотекаря? Такие вопросы сегодня встают перед детскими библиотекарями.
Коллектив Центральной детской библиотеки наращивает свои профессиональные компетенции. Все детские библиотекари прошли обучение по программе «Современная детская библиотека: управление, право, инновации» Российской государственной детской библиотеки. В программе рассматривали вопросы поддержки детского и юношеского чтения, роль библиотек в продвижении медиа- и цифровой грамотности, продвижение библиотеки в Интернете и работу в социальных сетях, цифровой этикет и цифровую репутацию, обслуживание детей с ограниченными возможностями здоровья. Лично я обучаюсь по программе повышения квалификации «Создание модельных муниципальных библиотек в рамках реализации национального проекта «Культура» Российской государственной библиотеки. Программа затрагивает такие важные для руководителя вопросы, как формирование команды и мотивация сотрудников, эффективное управление пространством библиотеки, современные модели комплектования фонда.
Двое сотрудниц стали слушателями программы «Чтение современных детей и подростков: психология, педагогика, формы и методы продвижения», одна обучается по программе «Современная детская литература». Полученные знания дают библиотекарям возмржности для трансформации библиотеки, для роста личной мотивации, для выработки стратегии развития библиотеки. Она меняется, а какой станет – зависит и от библиотекарей, и от ее читателей
Вопросы задавала Вера КРАСНОВА.