В Тихвинском районе, увенчанном воинской славой, богатыми примерами подвигов бойцов и командиров Красной Армии, нет ни одного сельского поселения, где бы не был установлен памятный знак в честь земляков, не вернувшихся с полей сражений Великой Отечественной войны. Если обратиться к одному лишь мемориалу, воздвигнутому в Мелегежской Горке, насчитаешь на гранитных плитах 443 фамилии. «И это не все», – поясняет здешний краевед, главный библиотекарь поселения Вера Вильховецкая. Уже сейчас при подготовке к 75-летию Победы здесь пополнили список погибших и пропавших без вести шестью новыми именами. Пусть немного, всего двенадцать фамилий, но все же сохраняют в своей памяти жители Борского сельского поселения, в административном центре которого 8 мая 2010 года, в канун 70-летия Великой Победы, в торжественной обстановке был открыт памятный знак. На него и еще раз на мемориал в Мелегежской Горке обращаем сегодня внимание в тематической подборке «Имя на обелиске».
Второй раз под рубрикой «Имя на обелиске» мы обращаемся к именам невернувшихся с полей сражений Великой Отечественной войны жителей Мелегеж-ского сельского поселения не только потому, что на мемориале, установленном в его административном центре, значится самое большое в Тихвинском районе количество фамилий – 443, а по причине того, что при подготовке к 75-летию Великой Победы здесь всерьез взялись за пополнение этого длинного списка. И занимается им главный библиотекарь поселения В.М.Вильховецкая. О нескольких погибших земляках, разысканных ею из числа тех, чьих имен не оказалось на гранитных стелах мемориала, мы рассказали в выпуске газеты 18 декабря 2019 года. И вот Вера Михайловна предоставила редакции новые материалы.
На одной из стел в Мелегежской Горке значится Махнов А.А., но оказалось, что из деревни Остров Андреевского сельсовета в начале 1942 года была призвана в действующую армию Антонина Александровна Махова 1923 года рождения. Удалось выяснить, что служила она санитаркой-дружинницей в 947-м стрелковом полку. О том, как выполняла девушка воинские обязанности, сообщает наградной лист с описанием ее подвига. Вот что написано в нем;
«23 июля 1942 года при овладении вражеским узлом сопротивления – деревни Путролово тов. Махова под шквальным артиллерийским огнем в сложной обстановке вынесла на своих плечах с поля боя девятнадцать раненых бойцов и командиров с их оружием и оказала им первую помощь.
Презирая смерть, несмотря на большое расстояние между полем боя и ВПМ, она действовала до окончания боя. За мужество и отвагу, проявленные в бою, достойна награждения медалью «За отвагу».
Долго воевать юной героине не пришлось. 8 сентября 1942 года она получила смертельное ранение и скончалась. Похоронили Антонину Александровну Махову на Пискаревском кладбище.
Там же покоится прах еще трех бойцов, призванных Тихвинским горвоенкоматом из Андреевского сельсовета – Ваганова Ефима Ивановича из деревни Плесо, погибшего в бою 25 января 1943 года, Михайлова Михаила Ивановича, уроженца деревни Заручевье (он сложил голову 20 января 1944 года) и Петрова Василия Федоровича из деревни Шибенец, боевой и жизненный путь которого закончился 12 февраля 1942 года.
Интересна судьба еще одного нашего земляка – Мурашева Александра Ивановича.
Он родился в 1899 году в деревне Мелегежская Горка. На воинскую службу был призван в 1917 году, но в Красной Армии числился лишь с 11 марта 1919 года. Участвовал в гражданской войне.
В 1924 году вступил в Российскую коммунистическую партию большевиков (РКП(б). К началу Великой Отечественной войны служил в Белоруссии, имел звание майора и значился начальником штаба 161-й стрелковой дивизии. В августе 1941 года был представлен к ордену Красного Знамени. В наградном листе читаем:
«За время боевых действий дивизии проявил себя как инициативный, храбрый, решительный командир. В бою под деревней Новый Сокол 7.07.1941 года личной разведкой установил состав и силы противника и руководил боем разведотряда, в результате чего было подбито три танка и один сожжен.
14.07.1941 года, находясь в окружении, прорвался через расположение противника, отыскал части дивизии и до выхода командира дивизии из окружения возглавил командование дивизией.
По своей личной инициативе 15.07.1941 года организовал отряд из состава ОРБ, который внезапно напал на мотоколонну противника, расположенную в м. Дрывин, в результате уличного боя отряд из 30 человек с тремя минометами уничтожил две бронемашины, десять грузовых автомашин, одну легковую и несколько мотоциклов. Противник бежал, оставив на поле боя много убитых и раненых».
К сожалению, больше ничего неизвестно об этом смелом командире и его дальнейшей судьбе. По одним данным, он пропал без вести в сентябре 1941 года, по другим – 21 июля 1943 года.
Нет на стелах мемориала в Мелегежской Горке имени еще одного героя – Канюкова Петра Миновича. Он родился в деревне Шибенец в 1904 году. До войны работал в колхозе трактористом. В первые дни войны на фронт не взяли, поскольку была летняя страда, но Петр помогал населению рыть землянки в лесу, прятать колхозное имущество, оборудовать полевой аэродром. Его сестра Канюкова Мария Миновна была руководителем комсомольского подполья деревни Шибенец.
Понимая, что скрываться долго от наступавших на Тихвин и захвативших Шибенец немецко-фашистских войск не получится, с первыми разведывательными данными о немецких частях Петр Канюков ушел лесами в расположение войск Красной Армии. Домой больше не вернулся, был зачислен в одно из воинских соединений добровольцем.
Сражался в 5-й отдельной гвардейской моторизованной бригаде. Имел звание старшины, был командиром отделения. В одном из писем он сообщал, что был ранен и его на поезде везли в госпиталь мимо Шибенца, но не удалось хоть краем глаза увидеть родные места.
Погиб Петр Минович 11 января 1944 года и похоронен в селе Заповитное Каменско- Днепровского района Запорожской области на Украине.
На снимке: вот такая фотография Петра Миновича Канюкова сохранилась в архиве.