Дух времени, помножив на любовь

image

Одна из главных достопримечательностей нашего города – Государственный дом-музей Н.А.Римского-Корсакова. В публикации «Хранить и помнить»(«Трудовая слава», 15 января 2020 года) содержится хроника ремонтных работ, которые позволили сберечь первоначальный исторический облик усадьбы. Своими воспоминаниями о реставрации в музее, длившейся с 1980 по 1984 год, поделилась Анна Степанова, в то время возглавлявшая это учреждение. Время неумолимо наносит свой отпечаток на состояние исторических памятников. Новые реставрационные работы в Доме-музее возобновили через сорок лет. Разговор о них мы продолжили с Элен Бордовской, нынешним директором учреждения.

– Элен Викторовна, прежде всего примите поздравление с высокой наградой, которой удостоен Дом-музей в 2019 году. В областном конкурсе профессионального мастерства «Звезда культуры» он назван лучшим музеем Ленинградской области.  Тем ценнее это признание, что работать вашему коллективу в последние годы приходилось, можно сказать, в экстремальных условиях. Ведь на время предыдущего ремонта музейная деятельность, я имею в виду мероприятия, прием посетителей, экскурсии, была прервана.  А вы продолжаете работать.
– Спасибо за поздравление.  Минувший год был знаменателен тем, что Дому-музею Н.А.Римского-Корсакова исполнилось 75 лет со дня создания. Постановление правительства СССР о его открытии в Тихвине было принято к столетию композитора в 1944 году, когда шла Великая Отечест-венная война и до Победы оставался почти год. Во время войны зданию были нанесены серьезные повреж-дения, его восстановили обычным способом, сохранив внешний вид. А в 80-х годах прошлого века восстановили интерьер с учетом имеющихся сведений о жизни, традициях, устройстве и быте семьи Римских-Корсаковых.  
– По плану, согласованному с правительством Ленинградской области, ремонт должны были начать еще в 2016 году.  
– Да, но квалифицированного подрядчика определили только в прошлом году. И прежде чем передать здание в руки реставраторов, предстояло упаковать и убрать из экспозиции и здания музея на временное хранение более пятисот экспонатов.  
–  Общаясь с музейными сотрудниками все больше и больше убеждаюсь, что работать здесь могут какие-то особенные люди, не только любящие свое дело, но и способные погружаться в атмосферу прошлых веков.  Как вы оказались на этом посту?
– Директором Дома-музея пригласили работать в июне 2011 года, причем Анна Алексеевна Степанова сама выбрала меня своей преемницей, и я дала согласие.
Пришла не случайным человеком. Я уже работала здесь в 1986 –1988 годах научным сотрудником. Так называемый «основной персонал» составляли тогда директор Анна Алексеевна Степанова и два научных сотрудника – Игорь Буев и я. Нам с ним было по 30 лет…
Как раз в то время, зимой 1986 года, мы вдвоем с Анной Алексеевной начали оформлять мезонин,   впервые готовили к открытию  дет-скую летнюю комнату Ники, комнату его брата Воина и две проходные комнаты, в одной из которых сделали выставку из фондов музея. Они находились в одном из цокольных помещений на территории Богородичного Успенского монастыря, в котором тогда хозяйствовал Тихвинский краеведческий музей. Отчетливо помню, как поздним, темным, зимним вечером мы с Анной Алексеевной перешли прямо по замерзшему льду Тихвинки на противоположный берег к нашему фондохранилищу. Спустились в холодный, неотапливаемый полуподвал с одной горящей лампочкой внутри… Мимо пробежала огромная крыса. Тем не менее  на полках  в полном порядке и аккуратно были разложены музейные предметы, из которых мы выбирали те, что будут выставлены в будущей экспозиции мезонина. И как мило и трогательно было увидеть на тех же местах те же предметы, когда спустя 25 лет я пришла снова работать в музей … Те же предметы, которые мы принесли с Анной Алексеевной в сумке и  авоське зимой по льду реки…В эту же зиму наступившего 1987 года завершили реставрацию здания Полковой церкви.
– Вы помните, как был открыт концертный зал Дома-музея?
 – Помню. Я открывала это тор-жество в марте 1987 года ко дню рождения композитора. Тогда приехали четыре его внучки, артисты Мариинского театра и Ленинградской государственной консерватории, было много именитых гостей.
После открытия зала в Полковой церкви весной и летом здесь регулярно в выходные дни проводили концерты звукозаписи. Я ставила пластинку с произведением Римского-Корсакова, проходящие мимо люди непременно заглядывали в зал, поскольку в теплое время его двери были открыты. Билет на такой концерт звукозаписи стоил 5 копеек. Здесь выступали и тихвинские артисты, и профессионалы из Ленинграда. Помню, даже был сеанс гипноза. Приезжал на творческую встречу композитор Дмитрий Алексеевич Толстой, младший сын писателя Алексея Толстого.
Атмосфера Дома-музея была для меня такой притягательной. В этих интерьерах я ощущала себя погруженной в пространство, где всегда необычайно хорошо и проникновенно, очень любила проводить экскурсии, писать статьи в газету, тогда единственную в Тихвине – «Трудовую славу».
Не могу не сказать, что в моем послужном списке было два года работы (с 2003 по 2005)  и в Тихвинском историко-мемориальном и архи- тектурно-художественном музее (ТИМАХМ), тоже научным сотрудником. Я с интересом «погрузилась» в историю старины нашего благословенного места, возвращение Тихвинской  иконы Божией Матери, многочисленные экскурсии и посещения.
– Меня не покидает ощущение, что прошедшие эпохи с их бытом и традициями  вам ближе и роднее, чем время нынешнее.
– Непреодолимое притяжение ко всему старинному я ощущала всегда, с детства. Мне нравится все то, что связано с историей и духом того времени. И люблю что-то «состаривать», придавать образ старинного, классического, люблю реставрировать что бы то ни было – мебель, ткань, старые чемоданы, лампы, утварь… И окружаю себя этим, поскольку только так могу жить с удовольствием и в естественном умилении. И судьба, покрутив по жизни, подарила мне это возвращение в Дом-музей – работу, которую я почитаю как миссию. Дом-музей Римского-Корсакова – это абсолютный genius loci – дух места, гений локуса!
Мы сейчас живем и работаем в период очередной исторической вехи – реставрационный капитальный ремонт этого дома, построенного в 1801 году.  До 1862 года в нем жили Римские-Корсаковы, благородные русские дворяне, с честью служившие Отечеству. Именно здесь суждено было родиться гению русской музыки. Это типичное здание русской дворянской усадьбы первой половины XIX века.  Потомки другого выдающегося русского дворянина генерала Александра Николаевича Витмера с 1873 года стали следующими хозяевами этого дома. И каким-то необъяснимым провидением бережно сохранили его, не совершив никаких капитальных перестроек. Дом пощадила даже война. Во время боев за Тихвин в декабре 1941 года снаряд по касательной задел крышу, но даже не разорвался…
– И вот начался долгожданный ремонт, на который реставраторам отвели один год. Что будет сделано?  
– Опустевшие комнаты особенно обнажили изъяны, которые накопились за сорок лет с момента последней реставрации: утраченные элементы лепнины, трещины на дверях и окнах, вздутые стены. Предстоит замена крыши, обшивки, нижних венцов, оконных рам, реставрация полов, дверей, стен и потолков. Мезонин станет посещаемым не только в летнее время – его стены утеплят.   Натуральные материалы будут сочетать со старинной технологией. Стены – непременно штукатурка по дранке. Обои изготовят по образцам середины XIX века. Во время последней реставрации по фрагментам обоев, которые были наклеены на газеты с датами, музейщики установили, что  именно такие орнаменты украшали одну из комнат при жизни Римских-Корсаковых. Обои были воспроизведены с точным повторением рисунка и цвета.
Дом будет приведен в порядок, обновление и реставрация дадут ему новые силы – стоять, приглашать людей в свою эпоху первой половины XIX века, принимать старых и новых гостей.
– Во время недавнего визита в Тихвин в Доме-музее побывал губернатор Ленинградской области Александр Дрозденко. Как он оценил начало реставрационных работ, которые ведут за счет средств из областного бюджета?
– Обсуждали не только сам ремонт здания, но и возможности развития всего музейного комплекса, воссоздания ныне утраченного особняка Агафоновых, находившегося на соседнем участке. Преобразования коснутся и зала Полковой церкви.  Уже в этом году здесь предполагается создать виртуальный концертный зал с большим экраном, звуковой аппаратурой
Беседу вела Вера Краснова.