Поздняя хмурая осень 2019 года. На братском мемориальном кладбище, раскинувшемся в восточной части старого тихвинского кладбища на Николиной горе, тишину изредко нарушает карканье ворон. Уложенные на могилах ровными рядами гранитные плиты с именами погибших воинов слегка присыпаны снегом, но сквозь него все же проступают имена и фамилии. С одной из плит смахиваем снег, читаем: «Жуков Иван Никифорович…».
К началу войны он, стахановец, выходец из рабочей среды Бокситогорского завода искусственного обезвоживания торфа (позднее – биохимзавода), уже год работал в отделе кадров предприятия и одновременно исполнял обязанности секретаря комсомольской организации. И неудивительно, что как только прозвучал тревожный набат, именно Иван Жуков стал первым, кто взялся помогать директору торфозавода Николаю Воронину в формировании партизанского отряда. Его костяк составили заводские рабочие.
В июле 1941 года народные мстители прошли торжественным маршем по площади Свободы в Тихвине, а через месяц уже оказались за линией фронта и начали действовать в тылу врага на территориях Киришского и Мгинского районов. Они совершали диверсии на неприятельских коммуникациях, вели разведку, разъясняли жителям оккупированных поселков и деревень ситуацию о положении на фронте. Вот как вспоминали очевидцы об одном из рейдов:
«По пути на боевое задание мы вышли к деревне, в которой расположился фашистский гарнизон. После разведки командир отряда Воронин принял решение идти через деревню развернутым строем. Впереди партизанской колонны выделялась крупная фигура Ивана Жукова с ручным пулеметом. Гитлеровцы попрятались в укрытия и не приняли бой…».
Когда немецко-фашистские войска вошли в Тихвин, отряд Николая Воронина в полном составе вступил в третий гренадерский ударный батальон, который был сформирован из местного партийного, советского и комсомольского актива, а также отозванных из-за линии фронта партизанских отрядов. Ивана Жукова назначили командиром взвода.
«На всю жизнь, – писал в своих воспоминаниях бывший боец-гренадер, а впоследствии журналист Алексей Веселов, – запомнил ком- сомольское собрание, которое состоялось в лесу 3 декабря 1941 года в преддверии штурма Тихвина. Выступил комиссар батальона Николай Александрович Воронин. Он говорил: «Помните, товарищи, борьба за Тихвин – это борьба за погибающий в блокаде Ленинград». От имени комсомольцев слово взял Ваня Жуков: «Будем драться так, что фашисты надолго запомнят тихвинских комсомольцев. Умрем, но не отступим».
Вскоре гренадерский батальон получил приказ командования перерезать дорогу, по которой фвшисты перебрасывали в Тихвин войска и боевую технику. В ночь на 6 декабря добровольцы отправились в тыл врага. Первым в бой вступил взвод Ивана Жукова.
«Немцы встретили нас ураганным огнем, – вспоминал его участник Алексей Веселов. – Из дота беспрерывно строчил крупнокалиберный пулемет. Кругом свистели пули – не поднять головы. Тогда командир надел белый халат, взял связки гранат и пополз по снегу к немецким огневым точкам. Ему удалось за-бросать амбразуры гранатами. Гренадеры бросились в атаку и уничтожили фашистов. Боевое задание выполнено – дорога перерезана.
Вечером сам генерал Тимофеев * похвалил Ивана Жукова. Тот как-то застеснялся и говорит командиру бригады: «Да я не один там был, мне помогали братья Матвеевы, Сугоровский… Храбрость-то в коллективе рождается». Генерал предупредил гренадеров: «Немцы попытаются отбить высоту, будьте начеку».
Действительно, гитлеровцы пошли в атаку, завязалась рукопашная схватка. Голос сержанта Жукова все громче доносился до бойцов:
– Вперед, друзья, за Тихвин! Вперед! – И тут же командир упал, сраженный вражеской пулей.
Через год, 29 декабря 1942 года, приказом войскам Волховского фронта от имени Президиума Верховного Совета СССР за образцовое выполнение боевых заданий командования на фронте борьбы с немецкими захватчиками и проявленные при этом доблесть и мужество многих командиров и бойцов третьего отдельного гренадерского батальона наградили орденами и медалями. Ордена Красной Звезды посмертно был удостоен командир взвода разведки сержант Иван Никифорович Жуков.
* Тимофеев Григорий Тимофеевич, генерал-майор. В период боев за Тихвин – командир гренадерской стрелковой бригады, в которую входил и третий ударный гренадерский батальон.