Ночными ударами

Там, где был аэродром.

Деревни Ляхтяга давно нет на карте Шугозерского сельского поселения, и никто уже не скажет, когда в богатом грибами и ягодами крае исчез ее последний дом. А вот внушительных размеров поле, своими очертаниями с высоты напоминающее птицу с развернутыми крыльями, сохранилось таким, каким было в 1941 году, когда его приспособили под военный аэродром.
Сопроводили нас туда уже знакомые шугозерцы – бывший директор Дома творчества юных, краевед, много лет занимавшаяся изучением истории базировавшихся в этом крае авиационных бомбардировочных формирований, Татьяна Сергеевна Осипова и главный специалист поселковой библиотеки Татьяна Юрьевна Рубашкина.
Из Шугозера, миновав мост через небольшую речку Шуйга и деревню с таким же названием, свернули с автострады Явшевицы – Ганьково на грунтовую проселочную дорогу. Хотя в Тихвине в тот день, 14 ноября 2019 года, стояла не по времени теплая погода, здесь раскисшую недавно дорогу сковало коркой льда, гребнями вдоль нее вытянулись снежные заносы. Ехали не спеша, путь показался длинным, хотя на круг вышло немногим больше пяти километров.
– Вот в том лесочке, – показала   Татьяна Сергеевна в сторону удаленного левого края поля, который упирался в высокий сосняк, – вырубили небольшие просеки для стоянки самолетов. Издали их было не видно, да и с высоты полета вражеские летчики  вряд ли могли разглядеть – все очень умело маскировали. А вот здесь, почти рядом с дорогой стояли макеты самолетов и один подбитый в бою бомбардировщик. Они были установлены для отвлечения противника на случай налета на аэродром.
Все это шугозерский краевед узнала от самих авиаторов, встреч с которыми после войны на месте бывшего аэродрома и в Ляхтяге было несколько. Здесь базировались  штурмовые 257-й и 957-й авиационные полки, но первым большое поле освоил и обустрол под взлетно-посадочную полосу 44-й Краснознаменный скоростной бомбардировочный авиаполк. Именно ему суждено было участвовать в сражениях за Тихвин в ноябре – декабре 1941 года. Вот что вспоминал командовавший в годы войны военно-воздушными силами Ленинградского фронта генерал-лейтенант И.П.Журавлев:
«Летчики 44-го Краснознаменного скоростного бомбардировочного полка под командованием подполковника В.И.Кочеванова были хорошо подготовлены для полетов в ночное время и, как только наступали сумерки, поднимали самолеты в воздух. За ночь они делали по два-три боевых вылета, бомбили войска противника в районах   Чудова, Будогощи, Шибенца, Ругуя и в самом Тихвине.
В дневное время летчики действовали обычно под прикрытием истребителей. И хотя был период, когда в полку осталось всего восемь бомбардировщиков, экипажи совершили на них около 300 самолето-вылетов… Особо отличились в боях командир эскадрильи майор  И.П.Лымарев, штурман эскадрильи капитан Ф.С.Юрченко, заместитель командира эскадрильи капитан П.А.Маркуца,  штурман эскадрильи майор О.Н.Купцов, штурман звена капитан Н.В.Теренков, заместитель командира эскадрильи капитан Н.В.Кузнецов, командир эскадрильи  капитан И.Ф.Кованев, начальник связи эскадрильи младший лейтенант  А.В.Курыш, стрелок-радист старшина М.Ф.Марченко и другие. Позднее капитаны Ф.С.Юрченко, И.Ф.Кованев, Н.В.Теренков и Н.В.Кузнецов были   удостоены звания Героя Советского Союза…».
От Старой Руссы до Ленинграда.
44-й авиаполк был сформирован весной 1938 года «на полях осушенного болота рядом с деревней Горшково в районе Старой Руссы», как написал в воспоминаниях летчик полка В.С.Силин.  Оснастили соединение самолетами АНТ-40 (скоростными бомбардировщиками – СБ). К августу того же года большинство экипажей было готово выполнить боевую задачу на высоте семи-восьми тысяч метров.
Летом 1939 года полк участвовал в освободительном походе Красной Армии в Западную Украину и Западную Белоруссию (первый боевой вылет он совершил для бомбардировки железнодорожного узла Коломыя), а затем вступил в зимнюю войну с Финляндией, которая закончилась для него награждением орденом Красного Знамени. Четверо летчиков скоростного бомбардировочного формирования стали Героями Советского Союза.
И снова аэроузел в Старой Руссе. Здесь 44-й полк встретил Великую Отечественную войну. Боевое крещение первые экипажи приняли 24 июня 1941 года при бомбежке наступающих немецких танковых и моторизованных колонн на переправах реки Западная Двина и в районе города Остров.
Враг рвался к Ленинграду. Под натиском превосходящих войск и технике Красная Армия отступала, летные полки покидали один аэродром за другим, откатываясь на восток. Захватить Ленинград врагу не дали, и значительну роль в этом сыграла 13-я Воздушная армия. Только за три месяца боев с 22 июня по 22 сентября авиация фронта сделала 44000 самолето-вылетов. При защите Ленинграда летчики совершили тридцать воздушных таранов, сбили несколько сот немецких самолетов.
По войскам противника.
В середине октября противник развернул наступление на тихвинском направлении, пытаясь прорваться к реке Свирь на соединение с финскими союзниками, чтобы полностью блокировать Ленинград. Ему удалось выйти к железной дороге и перерезать ее на участке Тихвин – Волхов. Но дальше враг натолкнулся на сильное сопротивление обороняющихся красноармейских частей. Действия войск генерала И.И.Федюнинского, отважно защищавших каждый населенный пункт, активно поддерживали экипажи 44-го полка, которые выполняя по пять-шесть вылетов в сутки, наносили массированные бомбовые удары по наступающим немецким частям и резервам. В это время на его вооружении было 49 скоростных бомбардировщиков.
6 ноября на станцию Мга прибыло три эшелона с войсками и техникой. Немцы стали спешно разгружать их, но в этот момент по ним нанесли удар штурмовая авиация и экипажи бомбардировщиков 44-го авиаполка. Взрывались паровозы и вагоны, бушевал огонь. В тот страшный день немецкий ефрейтор Ганс Хильдер, позже погибший под Ленинградом, писал в дневнике: «Сегодня прибыли на фронт. Наш эшелон не успел разгрузиться на станции, как был подвергнут жесточайшему налету русских самолетов. Еле успели выпрыгнуть из вагона и спрятаться между колесами. Много жертв. Разбиты и сожжены почти все вагоны, разрушены пути».
Конечно, не щадила война и самих летчиков. Вот какой эпизод рассказал бывший командир полка М.Н.Колокольцев: «В сентябре 1941 года с аэродрома в районе Шугозера (Ляхтяги – ред.) вылетело звено самолетов полка на уничтожение танковой колонны и скопления вражеских войск  на подступах к Шлиссельбургу. При подходе к цели на высоте 1100 метров противник встретил СБ сильным зенитным огнем. Один из снарядов попал в левый мотор самолета летчика Младенского и одновременно повредил управление. Самолет начал падать, но когда до земли оставалось не больше 100 метров, мужественный пилот сумел выровнять машину. Но тут ее атаковал враже-ский истребитель. Пушечно-пулеметным огнем он вывел из строя второй двигатель и ранил стрелка-радиста. Младенский проявил высокое мастерство и посадил самолет на лес. Он спас экипаж, который через три дня возвратился в полк».
В сражениях за Тихвин.
8 ноября, несмотря на упорное сопротивление наземных войск и авиации Красной Армии, Тихвин пришлось оставить. Враг продвинулся на 10 километров на север от города, захватил Лазаревичи, Усть-Шомушку, создал мощный пункт укрепления на Пашском кордоне, но был остановлен неподалеку от Кайваксы и перед деревней Астрачи. Дальше он не прошел. В эти дни активизировались и действия авиационных частей. Едва на землю опускались сумерки, одиночные экипажи 44-го полка поднимали в воздух свои машины и сбрасывали смертоносный груз на вражеские укрепления, скопление танков и автомашин на подступах к Тихвину. «Ваши самолеты не давали нам возможность жить в домах, – заявил на допросе пленный немецкий солдат Бруно из 151-го полка 61-й пехотной дивизии. – Мы все время были вынуждены сидеть в наскоро вырытых щелях и дрожать на морозе от страха за свою жизнь. Целую ночь невозможно было сомкнуть глаза».
Морозы в декабрьские дни 1941 года действительно были нешуточными. Столбик термометра опустился ниже 30 градусов, а это сковывало действия не только вражеских сухопотных войск, но и авиации, не приспособленной к полетам в таких условиях. В этот момент, когда готовилось контрнаступление наших войск на тихвинском участке фронта, летные экипажи с ближайших аэродромов аэроузла третьей ре-зервной авиационной группы, куда входил и 44-й полк, полностью господствовали в небе.
«Только за восемь дней декабря, – вспоминали сражавшиеся за Тихвин ветераны полка, – наши летчики уничтожили 307 автомашин с пехотой и боеприпасами, десять танков, большое количество полевых и зенитных орудий, несколько складов с горючим. За один лишь день 6 декабря было совершено больше 100 боевых вылетов и уничтожено 50 враже-ских автомашин. Перед решающим наступлением на Тихвин экипажи 44-го и других бомбардировочных и штурмовых авиаполков взламывали укрепленные позиции немцев перед Тихвином, готовя их к штурму.
Он начался в ночь на 9 декабря. Сокрушительно ударила артилле-    рия всех калибров. Тяжелые авиационные бомбы, сотрясая взрывами воздух, глубоко врезались в землю, уничтожая живую силу и технику противника. За огненным валом вперед устремились танки и пехота. К 5 часам Тихвин был очищен от врага. А вскоре немцы получили сокрушительный удар под Волховом в районе Шум – Войбокало. И в этой операции участвовали экипажи 44-го авиаполка».
После разгрома противника в Тихвине 44-й бомбардировочный авиационный полк был перебазирован на аэродром в парке Сосновка в Ленинграде. И отсюда он продолжал наносить бомбовые удары по отходящим от Тихвина и Волхова вражеским частям, а впоследствии участвовал в боях на Ленинградском фронте.
Гвардейский Тихвинский.
В ноябре 1942 года полк был преобразован в 34-й бомбардировочный и   присоединен к 276-й бомбардировочной авиационной дивизии, в составе которой участвовал в прорыве блокады Ленинграда – операции «Искра», в Новгородско-Лужской, Ленинградско-Новгородской, Свирско-Петрозаводской, Нарвской, Прибалтийской, Восточно-Прусской, Инстербургско-Кенигсберской и еще в шести важнейших стратегических операциях. Приказом №207 Народного комиссара обороны СССР  от 4 мая 1943 года за активное участие в Тихвинских оборонительной и стратегической наступательной операциях полку было присвоено почетое наименование «Тихвинский». Вот как звучали строки приказа:
«…В ходе войны многие авиачасти и соединения Военно-Воздушных Сил Красной Армии показали образцы мужества и героизма в боях против фашистских захватчиков… Некоторые из них уже получили звания гвардейских частей и соединений, а их личный состав с гордостью носит нагрудный знак «Гвардия».
В целях дальнейшего закрепления памяти о героических подвигах наших славных соколов и создания традиции для поступающего в эти части молодого пополнения приказываю ввести собственное наименование для авиационных частей и соединений, особо отличившихся в Отечественной войне, согласно прилагаемому перечню…». Далее перед подписью Иосифа Сталина в числе перечисленных значится: «34-й гвардейский Краснознаменный бомбардировочный авиационный полк вновь именовать «34-й гвардейский Тихвинский ордена Красного Знамени бомбардировочный авиационный полк».
Еще раньше, 22 ноября 1942 года, приказом Народного комиссара обороны СССР 34-й полк был удостоен звания «Гвардейский». «В соответствии с Постановлением Президиума Верховного Совета СССР поименованному полку вручить Гвардейское знамя» – гласил приказ Наркома обороны СССР. Вручение состоялось на краю летного поля в парке Сосновка, почетную миссию выполнил заместитель командующего 13-й Воздушной армией генерал-майор А.А.Иванов, знамя принял командир полка подполковник М.Н.Колокольцев.
Авиаторы 34-го авиаполка с достоинством пронесли и это почетное звание, и наименование «Тихвинский». Много подвигов совершили они. Так,11 июля 1942 года экипаж в составе пилота-бомбардировщика капитана С.И.Алешина, штурмана старшего лейтенанта  В.А.Гончарука и стрелка-радиста  Н.А.Боброва на горящем самолете Пе-2 совершили огненный таран артиллерийской батареи противника. Через год в районе поселка Беззаботное командир эскадрильи гвардии майор В.И.Гречишкин и штурман гвардии капитан А.И.Перегудов направили подбитый фашистами самолет на артиллерийскую батарею, обстреливавшую Ленинград.
Все пятеро посмертно были удостоены звания Героя Советского Союза. А всего это звание было присвоено двадцати отважным соколам полка, в том числе и участвовавшим в боях за наш город. За годы войны 667 авиаторов, прошедших службу в этом соединении, были награждены орденами СССР, а сам полк за образцовое выполнение  заданий командования, мужество и героизм летчиков – орденом Кутузова III степени.
Окончание Великой Отечественной войны 34-й авиаполк встретил в составе прославившей себя на фронте 276-й Гатчинской дважды Краснознаменной орденов Суворова и Кутузова II степени бомбардировочной авиационной дивизии 1-й Воздушной армии 3-го Белорусского фронта.
Николай ЛИВАНСКИЙ.

На фото то самое внушительных размеров поле, которое стало аэродромом для бомбардировочной и штурмовой авиации 13-й Воздушной армии, участвовавшей в ноябре – декабре 1941 года в сражениях за Тихвин.