По ком звонит колокол

image

После революции 1917 года в России началось гонение на священнослужителей и верующих. Новые хозяева взрывали и разрушали храмы, многих священников расстреляли без суда и следствия. В полной мере это относится и к Тихвинскому району.

июле 2002 года в собор новомучеников и исповедников Русской церкви были включены имена игумена Арсения (Дмитриева) – бывшего насельника Тихвинского Успен-ского монастыря, в 1937 году настоятеля Пантелеймоновской церкви, священника Иоанна Сарва – благочинного города Тихвина, служившего настоятелем церкви святого Иова Многострадального, Емилиана Панасевича – настоятеля Тихвинской полковой церкви во имя Всех Святых, протоиерея Василия Канделяброва – настоятеля Свято-Троицкой церкви деревни Сенно, священника Николая Покровского – настоятеля церкви села Никольское и по-следней настоятельницы Тихвинского Введенского женского монастыря Иоанникии (Кожевниковой). Все они были расстреляны 3 декабря 1937 года. Их образы запечатлены на Тихвинской иконе Божией Матери Введенского собора.
Сегодня настало время рассказать еще о двух тихвинских священно-служителях, невинно осужденных и лишившихся жизни в тридцатые годы двадцатого века: протоиерее Николае Борисовиче Васильевском и протоиерее Василии Васильевиче Войке, которые многие годы служили во Введенском женском монастыре нашего города.
Священник Николай Борисович Васильевский родился 8 августа 1857 года в деревне Озерево Тихвинского уезда Новгородской губернии в семье священника. Как прошло детство будущего настоятеля храмов Введенского монастыря, где он получил начальное образование, пока неизвестно. Архивные материалы свидетельствуют, что в 1880 году двадцатитрехлетний Николай Ва- сильевский завершил обучение в Новгородской семинарии, женился на Екатерине Яковлевой и вместе с ней и родившейся к тому времени дочерью Марией приехал в Тихвин, где 4 февраля 1882 года началось его священническое служение. Именно в этот день он был рукоположен в иереи и зачислен в причт Введен-ского женского монастыря на должность помощника настоятеля.
46 лет жизни отца Николая теснейшим образом связаны с этим монастырем. 19 лет он служил при игумении Рафаиле, 17 лет – когда настоятельницей монастыря была игумения Аполлинария, и с 1918 года – при игумении Иоанникии, будущей преподобномученице. После закрытия всех трех храмов монастыря в июле 1924 года он продолжил окормлять сестер и прихожан обители до 1928 года, был для них духовным наставником. Трудно себе представить, сколько тихвинцев и жителей близлежащих деревень он покрестил, обвенчал и отпел за эти годы.
Помимо служения в церкви отец Николай с марта 1882 года на протяжении 33 лет преподавал в Тихвинской женской прогимназии. Многие годы, начиная с 1887-го, он исполнял обязанности помощника благочинного первого округа Тихвинского уезда и являлся членом правления Тихвинского духовного училища. За рев-ностную и беспорочную службу был отмечен целым рядом церковных наград. Из всего вышесказанного можно сделать вывод, что священник Николай Борисович Васильев-ский был в Тихвине очень известным и уважаемым человеком.
Его дом находился на улице Рим-ского-Корсакова. В семье Васильевских было семь детей: два сына и пять дочерей. Старший, Алексей, в 1905 году окончил Новгородскую семинарию, младший сын Михаил в 1899 году успешно сдал вступительные экзамены в Тихвинское духовное училище и учился в одном классе с будущим священномучеником Василием Канделябровым. Получив среднее образование в Новгородской семинарии, он продолжил учиться на общеобразовательных курсах имени Черняева в Санкт-Петербурге, а завершил свое образование в 1922 году в Тихвинском лесотехническом техникуме.
В начале XX века Тихвинский Введенский монастырь входил в число двенадцати богатейших обителей России, но после революции 1917 года для него, а значит, и для отца Николая, как и для других священнослужителей, настали тяжелые времена.
В первые годы советской власти в обители была размещена детская колония беспризорников и ряд организаций, не имеющих никакого отношения к церкви. В 1922 году отец Николай стал свидетелем разграбления обители, когда представители новой власти изъяли церковные ценности. 1 января 1930 года отец Николай по состоянию здоровья и по преклонному возрасту был уволен за штат, но по воскресным и праздничным дням принимал участие в богослужениях в кладбищенской церкви Иова Многострадального, которая находилась недалеко от его дома.
Накануне Рождества Христова 6 января 1931 года  в дом отца Николая Васильевского нагрянули с обыском. И хотя ничего компрометирующего его обнаружено не было, 73-летнего священника увезли в так называемый «домзак» – тихвинский дом заключения, в котором содержались подследственные заключенные. Там 7 января его осмотрел врач и поставил следующий диагноз: «Бронхиальная астма, порок сердца, атеросклероз. Нуждается в стационарном лечении (и постороннем уходе – приписано карандашом рукой другого врача), к физическому труду не годен».
Это, однако, не помешало органам НКВД продолжить держать отца Николая под стражей как злостного преступника, а 27 января 1931 года ему было предъявлено обвинение по статье 58-10 УК РСФСР и постановлением тройки ОГПУ от 10 февраля 1931 года определена высшая мера наказания – расстрел. 18 февраля 1931 года приговор был приведен в исполнение. Где похоронен отец Николай, никто не знает.
Заключением прокуратуры Ленинградской области от 5 октября 1989 года священник Николай Борисович Васильевский реабилитирован.
О священнике Василии Васильевиче Войке на сегодняшний день имеется меньше информации. Он родился 5 января 1872 года в деревне Нестерово Тихвинского уезда Новгородской губернии.Известно, что его старший брат Михаил Васильевич Войк служил в Софийском соборе Великого Новгорода. В 1930 году его как служителя религиозного культа лишили избирательных прав, а 28 сентября 1937 года он был расстрелян. Его брат Александр Васильевич Войк был женат на родной тётке известной в Тихвине учительницы Валентины Михайловны Бубляевой. Семейное предание гласит, что в Шугозере был дом, в котором жило несколько поколений семьи Войков. Поскольку оба его брата, Михаил и Александр, тоже были священниками, можно предположить, что он, как и отец Николай Васильевский, происходил из семьи священнослужителей.
Как сложилась судьба священника Александра Васильевича Войка, пока неизвестно. От правнука Василия Войка Константина Борисовича мы получили вот такую информацию: «Несколько поколений Войков проживало в Шугозерском поселении. Точное изначальное местоположение дома неизвестно. После революции дом разобрали и перенесли в Шуг-озеро. До середины 1970-х годов в этом доме была школа».
Известно, что священническое служение Василия Васильевича Войка в нашем городе началось в 1895 году. В №20 «Новгородских епархиальных ведомостей» от 30 октября 1895 года имеется следующая запись: «8 октября литургия в кафедральном Софийском соборе совершена была высокопреосвященным архиепископом Феогностом, который рукоположил на ней во иереи к Введенскому тихвинскому женскому монастырю диакона Василия Войка».
На протяжении почти тридцати лет он служил рядом с отцом Николаем Васильевским и дружил с ним. В 1899 году Василий Войк избирался кандидатом в члены правления Тихвинского духовного училища. В 1906 году к празднику Святой Пасхи был награжден «за отлично усердную и полезную службу» скуфьей.
5 февраля 1925 отец Василий Войк был, видимо, впервые арестован. В одной из книг недавно изданного трехтомника «Тихвинский край» приводится отрывок из письма А.Л.Остроумовой: «…Сегодня арестовали Войка, а отца Николая Ва-сильевского свезли в Новгород». В записи от 18 марта 1925 года говорится: «Третьего дня – 16 [-го] кончился суд над церковниками: Потапова и Фесенко приговорили 2 года сидеть, а также двух монахов; остальных осудили условно или же совсем оправдали». Какой приговор был вынесен отцу Василию Войку, пока неизвестно.
Вновь он был краткосрочно арестован в 1931 году. Осужден на пять лет лагерей. После того, как его освободили, он то ли по приговору тройки ОГПУ, то ли по собственному желанию уезжает в деревню Вирма (Вирьма) Сорокского района Карельской АССР, где становится настоятелем виремской церкви Апостолов Петра и Павла.
15 декабря 1937 года отца Василия арестовали в последний раз. Спустя шесть дней 21декабря 1937 года он был приговорен тройкой НКВД Карельской АССР по ст.ст. 58-10-11 УК РСФСР к высшей мере наказания.
10 января 1938 года, через пять дней после того, как ему исполнилось 56 лет, он был расстрелян в Сандормохе (Карелия).
Священник Василий Васильевич Войк реабилитирован Верховным судом КАССР 31декабря 1957 года.
В деле священника Николая Васильевского встречаются еще два имени: иерея Пимена Бутылкина и диакона Владимира Порожецкого. Надеемся, что в Тихвине до сих пор живут их потомки, которые могли бы пролить свет на то, как сложились судьбы этих людей.
Обращаемся ко всем тихвинцам, которые располагают какими-либо сведениями о священниках Николае Васильевском, Василии Войке, Пимене Бутылкине и диаконе Владимире Порожецком, с просьбой сообщить в редакцию газеты «Трудовая слава» или в Тихвинский Введенский женский монастырь (администратору группы в социальной сети ВКонтакте https://vk.com/vvmontixv Ивановой Марине). Телефоны для связи:
+7-921-896-49-06, +7-905-255-25-32.
Загляните в свои семейные архивы, возможно, в них сохранились письма, фотографии, дневниковые записи, связанные с жизнью этих священнослужителей и их родственников
Светлана Старшинина, кандидат педагогических наук.
Марина Иванова, администратор группы ВКонтакте Тихвинского Введенского монастыря.