Музыка и живопись, цвет и звук, казалось бы, что может быть общего между ними, тем ни менее еще великий русский композитор и пианист Александр Скрябин видел в музыке и цвете единство, а знаменитый джазовый музыкант Дюк Эллингтон считал, что звуки, издаваемые разными музыкальными инструментами, имеют свой оттенок.
«Каждый раз я удивляюсь Тихвину», эта фраза была произнесена бессменным ведущим фестиваля, музыковедом и теоретиком джаза Владимиром Фейертагом совсем не случайно. Именно здесь в юбилейный год на одной из концертных площадок города произошел необычный творческий эксперимент, имеющий прямое отношение к звуку и цвету, музыки и живописи. Но обо всем по порядку.
Вот уже двадцатый год подряд мы становимся свидетелями неповторимой джазовой феерии «Сенябрь в Тихвине», а идейный вдохновитель и непреходящий художественный руководитель этого уникального для города события Игорь Володин не перестает удивлять любителей джаза и просто ценителей живой музыки.
В отличие от предыдущих, нынешний юбилейный фестиваль, проходил в течении трех дней на трех площадках города (из-за непогоды выступление духовых оркестров из Великого Новгорода и Детской школы искусств им. Н.А. Римского-Корсакова, которые завершали фестиваль перенесли с фестивальной площадки в фойе 2-го этажа Дома культуры). Также программа юбилейного фестиваля «Сентябрь в Тихвине» включала в себя не только концерты. В течение двух дней зрители могли посетить персональную выставку тихвинского художника Игоря Петрова. Вдохновленный джазовой музыкой, мастер создал серию картин «Джазовые зарисовки».
А услышать первые звуки джаза на юбилейном Открытом фестивале духовой и джазовой музыки «Сентябрь в Тихвине» можно было в детской школе искусств имени Н.А .Римского-Корсакова. Именно здесь в концертном зале юные музыканты, которых собралось свыше пятидесяти, продемонстрировали свои творческие достижения. Учащиеся школ искусств из Санкт-Петербурга, Тихвина и Бокситогорска удивили зрителей своей по-взрослому яркой, талантливой джазовой игрой. Особенно выделялся коллектив из Санкт-Петербурга с говорящим названием «Jazz Kids». Фортепиано, саксофон, ударные играли так, словно инструменты были в руках профессионалов.
Но одно из главных «музыкальное блюд» ожидало тихвинцев в следующие два дня: во Дворце культуры имени Н.А. Римского-Корсакова и Районном доме культуры.
– Джазовый фестиваль в Тихвине – это яркий пример того, как творение превзошло своего творца, – отметила председатель комитета по культуре, спорту и молодежной политике районной администрации Елена Котова. – Та свобода, импровизация, которой полон «Сентябрь в Тихвине» каждый год создает уникальную атмосферу, вносит что-то новое. Я горжусь высокой музыкальной культурой, которой обладает Тихвин и его жители.
И вот на сцене появляется «лучший молодежный оркестр в России» (как представил их Владимир Фейертаг) – биг-бенд Санкт-Петербургского музыкального училища им. М.П.Мусоргского под управлением Сергея Богданова. Именно им, студентам, предстояло открыть взрослую секцию. В их виртуозном исполнении прозвучали признанные музыкальные шедевры оркестрового джаза, современные композиции, а также оригинальная музыка преподавателей джазовой кафедры музыкального училища.
Если говорить о магии в музыке, то она вполне применима к долгожданной гостье фестиваля Алине Ростоцкой и ее квартету. Они совсем не боятся смешивать элементы разных стилей, от джаза до инди и фолка. А теплый, мягкий тембр голоса Алины создавал чувство свободы, простора. Было ощущение, что в ее музыке много воздуха, природы, чувств. «Вокал – до мурашек», – можно было услышать в зале.
Не каждый может рассказать через музыку о своей жизни: взлетах, падении, радости, грусти. В своей новой композиции «Многоточие» Игорь Володин виртуозно это сделал. Каждый звук, каждое нажатие клавиши было символом, отзвуком какого-то события в жизни. А в это время на сцене новгородский художник-авангардист Стос Карпов переводил на холст эту ожившую музыку. С каждой минутой картина все больше обнажала человеческую душу. Зал замер, не смея нарушить эту музыкально-художественную мистерию, а может быть, просто пытаясь понять происходящее.
После этих одновременных импровизаций я вспомнил недавно высказанную мысль Владимира Фейертага, что джаз – не для всех, а для чувственных, эмоциональных и тех, кто воспринимает музыку в самых разных проявлениях. Но после глубокого самоанализа, в который погрузила музыка Игоря Володина, хотелось всплыть на поверхность, глотнуть воздуха и отдышаться, что и помогло сделать зажигательное выступление гостей из Санкт-Петербурга «Sweet Hot Jazz Band». Они развлекли публику, что называется, по полной. Новоорлеанский, чикагский стили, традиционный свинг – все смешалось в их музыке. Зрители погрузились, по выражению харизматичного лидера коллектива Вовы Чё Морале, в мир «брутального джаза», а на самом деле в мир необъятного жизнелюбия. Хриплым баритоном в манере Луи Армстронга и Джо Кокера он исполнил известные блюзовые и джазовые композиции. Под позитивные «Hello, Dolly!», «What a Wonderful World!», «Swing Brother, Swing» хотелось свинговать и продолжать любить жизнь.
– Тихвин очень нуждается в джазе, потому что эта музыка очень честная, ее нельзя петь под фонограмму, и исполнять каждый раз одинаково одну композицию. Сегодня я в очередной раз в этом убедился, – поделился впечатлением Антон Тресков, зритель со стажем после яркого гала-концерта.
А тем временем публика расходилась чуть уставшая, но довольная. Кто-то планировал продолжить музыкальный джазовый вечер в ресторане «Пражский», где должна была выступить ритм-н-блюзовая группа из города Боровичи «Da Capo Blues Band», а другие с нетерпением ждали следующего дня, чтобы в Районном доме культуры встретиться с музыкантами, за последние годы полюбившиеся тихвинцам.
И вот он завершающий день фестиваля. Здесь на сцене Дома культуры немногочисленных, но преданных джазовой музыке слушателей ждали старые знакомые – арт-квартет Тима Дорофеева из Архангельска, в музыке которых отчетливо прослеживался северный фольклор с сильными, почти осязаемыми образами – шумом Белого моря, перезвоном колоколов, мчащейся по снегу тройке лошадей, что я отчетливо услышал и увидел. Даже вокал воспринимался элементом нового музыкального инструмента.
Игорь Володин вышел на сцену с контрабасистом Юрием Грибецким и гитаристом из Великого Новгорода Вячеславом Большаковым, исполнив свои авторские пьесы – «Кафе Блюз», «Дорога домой», обаяв публику свойственной его музыке лиризмом.
После уникального творческого эксперимента, в котором на сцене встретились два вида искусства – живопись и музыка, Владимир Фейертаг выразил надежду на дальнейшие возможные в будущем интересные музыкальные опыты на тихвинском фестивале. Например, почему бы не встретиться на сцене литературе с музыкой или поэзии с музыкой. «Возможно, сегодня мы начинаем новую традицию», – заключил Владимир Борисович. А нам, простым слушателям, остается ждать еще год и верить, что он принесет нам новые музыкальные открытия и удивление.
Илья Назаров.