В первый день учебного года в школе №6 состоялся необычный урок – ученики десятых классов говорили о профессиях настоящего и будущего.
Если говорить о ближайшем будущем привычных профессий в России, то, как отметила министр просвещения Ольга Васильева, уже через год в профессиональных учреждениях из их перечня вычеркнут почти сто позиций. В стремительно изменяющемся мире становятся ненужными ткачи, сушильщики, радиооператоры, дикторы…, им на смену постепенно приходят новые специальности – технологи 3D-печати, управляющие беспилотными аппаратами, робототехники…
Вместе с тем уже сегодня более сорока процентов выпускников вузов и средних специальный учебных заведений не идут осваивать полученную специальность. У молодого поколения остро встает проблема выбора профессии. Кем быть? Этот вопрос стал жизненно важным для каждого выпускника, ответ на него определит всю дальнейшую жизнь человека. Не растеряться, правильно сориентироваться, найти свое место в мире профессий непросто, особенно человеку, только что окончившему школу. Школьники постоянно нуждаются в разносторонней информации, квалифицированном совете на этапе выбора, поддержке и помощи в период профессионального становления. Как сделать так, чтобы выбор профессии совпал с реалиями сегодняшнего дня, какими качествами должен обладать современный руководитель и может ли машина заменить человека? На эти и другие вопросы предстояло ответить ученикам десятых классов школы №6 в первый день учебного года.
Урок был построен в форме ролевой игры и живой беседы, что позволяло учащимся свободно высказывать и аргументировать свое мнение. На дискуссионной площадке развернулась полемика о проблемах профессионального самоопределения, необходимости прогнозировать будущую профессию, чтобы она оставалась востребованной и после окончания высшего учебного заведения, об изменении потребностей общества и трансформации профессиональной деятельности, о профессиях будущего и необходимых для их овладения компетенциях. А главными экспертами для ребят стали член Совета Федерации Федерального собрания России Игорь Фомин и депутат Законодательного собрания Ленинградской области Надежда Белова.
Выступая перед школьниками, Игорь Фомин пояснил, что перед современным образованием стоит задача помощи учащимся в формировании необходимых качеств, которые будут способствовать личностному и профессиональному росту. При выборе профессии Игорь Вадимович посоветовал десятиклассникам руководствоваться не модными тенденциями, а призванием, так как востребованность специалиста зависит от его профессиональной грамотности.
– Выбирая профессию, каждый должен трезво оценить свои возможности и способности, – отметил политик. – Например, хорошие экономисты, юристы всегда будут востребованы, как и врач или учитель.
Говоря о профессиях завтрашнего дня, где будут необходимы высококвалифицированные кадры, политик выделил сферы высокой технологии, в частности, формирование корректной работы различных баз данных и технические профессии – инженеры и рабочие, в которых всегда будут нуждаться. Также он обратил внимание на масштабную задачу, которая стоит сегодня перед государством, а именно переработку отходов. И в этой области потребуются свои специалисты.
Отметил Игорь Фомин и активно развивающуюся в России туристическую отрасль, в которой также необходимы профессионалы.
Депутат Законодательного собрания Надежда Белова, отвечая на вопрос о качествах, которыми должны обладать работники будущих профессий, выделила открытость, искренность, системное мышление, способность к творчеству и умение работать в команде.
– У каждого есть как сильные, так и слабые стороны – мы не можем знать и уметь все, – сказала Надежда Леонидовна. – Важно видеть свои слабые стороны и уметь их компенсировать – в крепкой профессиональной команде каждый дополняет друг друга.
Мир профессий очень подвижен: одни уходят в прошлое, появляются другие, но это не должно пугать молодых людей. Главное, что должен помнить и знать каждый из них при выборе своего жизненного пути, – всегда оставаться человеком, ведь робот никогда не заменит живую душу.
Иван Малинин.