Профмастерство и четверо смелых

image

Подошел к концу очередной районный конкурс педагогического мастерства «Учитель года-2019», который третий год подряд гостеприимно принимала в своих стенах гимназия №2.
«Учись и развивайся, чтобы интересно было в мире жить!», «Творчество рождает творца», «Образование начинается с преобразования себя», «Есть преступления хуже, чем сжигать книги. Например, не читать их» – что может связывать такие разные на первый взгляд мысли-цитаты, спросите вы? А тем не менее связь самая что ни на есть прямая. Их объединил ежегодный районный конкурс педагогического мастерства «Учитель года-2019». Под такими девизами, применимыми в жизни и работе любого педагога, его участники вступили в состязание.
Конкурс профессионального мастерства «Учитель года», без сомнения, всегда является одним из главных событий для всего педагогиче-ского сообщества, но в последние годы он преподносит интересные не-ожиданности. Например, в 2017 году была поставлена очень высокая планка по количеству участников, их было самое рекордное число в его истории – тринадцать, в прошлом году численность учителей, пожелавших испытать себя в конкурсе по педагогическому мастерству, снизилась до классической цифры семь, но в нем впервые участвовало трое мужчин (тоже рекорд). И в нынешним году  конкурс не остался без до-стижения, правда, со знаком минус. Только четверо (?!) преподавателей рискнули представить на суд коллег и жюри свой профессионализм.
– Изначально заявку на участие подали шесть педагогов, но к началу конкурса их число сократилось до четырех, – прокомментировала этот факт специалист комитета по образованию Марина Ткаченко, уточнив, что все дело в эпидемии ОРВ, которая была зафиксирована в школах.   К сожалению, она не всегда обходит стороной учителей.
Пока поверим на слово, ведь непопулярность «Учителя года» в последнее время в педагогическом сообществе – тема отдельного исследования, а мы с вами вернемся к тому, с чего начали, то есть непосредственно к конкурсу.
…Начало февраля. За окном морозный, непривычный за последние годы снежный день. В зале гимназии №2 в первом ряду за столами сидит жюри. С правой стороны от них – конкурсанты. Чувствуется волнение. Неполный зал гостей, но ожидание витает в воздухе… Только что закончилась церемония открытия, впереди самые беспокойные для участников конкурса минуты. Даже учителя с солидным стажем в первые минуты не избежали волнения.
Первый конкурсный  этап – «Методический семинар», название которого еще не совсем привычно для слуха, ведь  двадцать два года он назывался «визитной карточкой», где конкурсанты должны были презентовать себя как педагога и личность, кстати, и «открытый урок» с нынешнего года переименовали на более прозаичное – «учебное занятие с обучающимися». Но это не помешало участникам представить жюри и детям основы своего предмета,  постараться заинтересовать их. Всего за тридцать минут учителю необходимо было установить контакт с незнакомым для него классом и раскрыть тему занятия в увлекательной и доступной форме, продемонстрировав свой педагогический профессионализм.
Но одно из самых интересных, увлекательных и запоминающихся конкурсных заданий – мастер-класс. На этом этапе в роли учеников традиционно выступили сами педагоги. За 20 минут, которые дают конкурсанту, нужно увлекательно рассказать о педагогической, оригинальной находке учителя, которую можно будет эффективно использовать в учительской практике. Элемент шоу здесь только приветствуют.
Например, учитель русского языка и литературы из школы №9 Надежда Юдина предложила коллегам ассоциативную головоломку нового поколения «кроссенс», представляющую собой стандартное поле из девяти квадратиков, в которых помещены изображения. Главная задача – составить ассоциативную цепочку посредством взаимосвязи изображений. Связи могли быть как поверхностными, так и глубинными, что является отличным упражнением для развития логического и творческого мышления, так необходимого детям.
Елена Андреева, учительница изобразительного искусства (она представляла школу №5) удивила коллег и жюри уроком рисования… на песке. «Песочная арт-терапия» – так звучала тема мастер-класса. Стол, горсть песку, особое освещение – и руки художницы за считанные минуты сотворили на глазах у присутствующих Тихвинский Богородичный Успенский монастырь, словно сказочный сюжет. А учительница начальных классов из 6-й школы  Татьяна Семакова сделала акцент на психологию детей в условиях обучения. Педагог считает, что бесконфликтное общение – это важный аспект обучения.
В походе или путешествии нередко возникает потребность в определении расстояния до недоступных предметов, расчете оставшегося пути и измерении ширины реки. Например, чтобы ее измерить, необязательно погружаться в воду и переплывать реку, можно выполнить эту задачу, руководствуясь правилами геометрии. Олег Злобин, учитель ОБЖ (школа №1), представил такую возможность своим «ученикам».
Завершился конкурс двумя этапами – новинкой сезона «Образовательным проектом» и открытой дискуссией на тему: «Проблемы современного образования».
И вот минуты волнения позади. В течение четырех дней педагоги имели возможность заявить о своих открытиях, достижениях, проблемах, приоткрыть тайны своего творчества, найти единомышленников и вдохновение для новых свершений.
Илья Назаров.