С кого брать пример?

В газете «Трудовая слава» в течение последних месяцев была опубликована серия статей об истории коррупции в России, о правителях, которым удавалось достичь заметных успехов в искоренении этого зла. Наиболее результативно со взяточничеством боролись Иван Грозный и Иосиф Сталин. Читатели, приславшие свои отклики на тему о коррупции (часть из них опубликована в газете «Трудовая слава» 11 июля 2018 года), высказали пожелание узнать о том, как действует антикоррупционное законодательство в других странах. Этой теме мы и посвящаем обзор материалов.

В Германии госслужащий несет полную личную ответственность за правомерность своих действий по исполнению служебных обязанностей. Актуальная проблема борьбы с коррупцией – соблюдение служебной тайны. В Германии госслужащий и по истечении срока службы должен держать в тайне сведения и факты, ставшие ему известными в процессе деятельности. Без разрешения госслужащий не имеет права давать показания или делать заявления по таким фактам (делам) даже в суде. Ему для всякой иной работы, помимо службы, требуется предварительное разрешение от высшей служебной инстанции. Разрешение не требуется лишь для деятельности, связанной с обучением и исследованиями в научных институтах и учреждениях.
Государственные служащие не вправе заниматься какой-либо предпринимательской деятельностью лично или через доверенных лиц, в том числе участвовать в деятельности правления, наблюдательного совета или в ином органе общества, товарищества или предприятия любой другой правовой формы. Подробные предписания о порядке совместительства госслужащих издает федеральное правительство путем принятия постановлений, имеющих законодательную силу. В них определено, какую деятельность рассматривают как госслужбу или приравнивают к ней; вправе ли госслужащий получать вознаграждение за побочную деятельность, какие категории госслужащих обязаны получать разрешение и т.д. Определен предельный размер вознаграждения в календарном году для различных категорий служащих и порядок его исчисления.
Если по прекращении служебных правоотношений госслужащий занимается работой, которая связана с его служебной деятельностью (в по-следние пять лет перед окончанием службы), он должен заявить об этом по месту последней службы. Его трудовая деятельность подлежит за-прету, если есть опасения, что она наносит ущерб служебным интересам. Запрет выносит последняя высшая служебная инстанция госслужащего, он теряет силу по истечении пяти лет с момента окончания служебных правоотношений. Подробно регламентированы и последствия невыполнения или ненадлежащего выполнения госслужащими возложенных на них обязанностей.
Госслужащий (согласно Уставу федерального дисциплинарного права) считается совершившим служебный проступок, если виновен в нарушении исполнения возложенных на него обязанностей. Повышенные требования и ограничения, связанные с государственной службой, компенсируют в Германии соответствующим государственным жалованием и другими выплатами, гарантиями, обеспечивающими стабильность рабочего места и продвижение по службе, а также достойный уровень жизни.
Основой созданного в Китае механизма борьбы со взяточничеством является Центральная комиссия Коммунистической партии по проверке дисциплины, которая действует в стране с декабря 1978 года. В 2007 году было создано Государственное управление по предупреждению коррупции, главой которого была назначена министр контроля Ма Вэнь. В задачи ведомства входят изучение причин возникновения коррупции, анализ методов ее уничтожения, контроль над использованием чиновниками властных полномочий, изучение действующего законодательства с целью исключения из него лазеек, позволяющих админист-раторам-взяточникам уходить от наказания.
Последнее для Китая имеет особое значение. Коррупция здесь порой приобретает такие причудливые формы, что приводит в изумление даже опытных следователей. Именно поэтому Госсовет КНР распространил циркуляр, запрещающий чиновникам получать биржевые акции «в качестве подарков», «покупать дома и автомобили по удивительно низкой цене», «отмывать взятки через азартные игры» и договариваться об устройстве на хорошо оплачиваемую работу после отставки.
Одним из способов борьбы с коррупцией, на практике подтвердившим свою эффективность, является ротация кадров во всех органах власти Китая. Также в рамках активизированной кампании по борьбе с коррупцией усилен контроль за провинциальным звеном партийного и государственного аппарата, ограничена излишняя самостоятельность и политический вес провинциальных элит, которые были поставлены в более жесткие условия необходимости следовать линии центра.
Нормы антикоррупционного характера содержатся во многих национальных законах Японии. Особое значение придают запретам в отношении политиков, государственных и муниципальных служащих. Эти запреты, в частности, касаются многочисленных мер, которые политически нейтрализуют японского чиновника в отношении частного бизнеса, как во время службы, так и после ухода с должности. Японским законодательством установлены строгие ограничения финансирования избирательных кампаний, партий и иных политических организаций, введен жестко регламентированный порядок осуществления пожертвований в пользу кандидатов на выборах, политических фондов, определен порядок отчетности по поступающим к ним и расходуемым средствам.
Нарушение положений закона влечет применение санкций, распространяющих своё действие на ответственных лиц как предоставляющей, так и получающей политические пожертвования стороны, а также на посредников между ними. В Японии, как и во многих странах, одним из главнейших направлений борьбы с коррупцией является кадровая политика. Японским чиновникам гарантирована достойная оплата труда.
Южная Корея является примером «культуры прозрачности». Здесь с 1999 года действует программа «OPEN» – онлайновая система контроля за рассмотрением заявлений от граждан чиновниками, которая произвела настоящую сенсацию среди национальных антикоррупционных программ. Эталонным назвали и новый закон Южной Кореи «О борьбе с коррупцией», вступивший в силу с 1 января 2002 года и уже получивший широкое международное признание. В соответствии с ним право начинать расследование о коррупции фактически предоставлено любому совершеннолетнему гражданину страны: комитет по аудиту и инспекции (так называется в стране главный антикоррупционный орган) обязан начать расследование обвинений по любому заявлению.
Очень низким уровнем коррупции отличаются скандинавские страны, и опыт этих стран заслуживает особого внимания, к этой теме мы еще вернемся.
Один из самых эффективных способов противодействия коррупции в любой стране – обеспечение максимальной прозрачности деятельности чиновников. В этом направлении ведут работу и в Ленинградской области. Правительство региона является координирующим органом, формирующим единую государственную политику и стратегию борьбы с коррупцией. Для этой работы в структуре аппарата губернатора и правительства Ленинградской области создано управление профилактики коррупционных и иных правонарушений. При губернаторе действует межведомственная комиссия, координирующая работу по противодействию коррупции.
Но все мы должны уяснить, что борьба с коррупцией – дело не только правоохранительных органов, но и каждого из нас. И чтобы побороть это отрицательное явление, необходимо лично содействовать в выявлении фактов коррупции.
 В администрации Ленинградской области работает телефон «горячей линии» «Нет – коррупции!» – 8 (812) 710-78-18
Елена Шавдия.