Отважный

Преодолев нелегкий путь в тылу противника, 29 марта 1942 года в Ленинград из партизанского края области прибыл обоз с продовольствием для жителей города. Это событие послужило поводом в марте 2015 года включить в закон Ленинградской области «О праздничных днях и памятных датах» День партизанской славы.
Среди тех, кто сопровождал 223 подводы с 42 тоннами продуктов и охранял ценный груз, был командир пулеметного отделения отряда «Грозный» 2-й Ленинградской партизанской бригады Михаил Семенович Харченко.

Помнить об этом труднее, чем жить. Не помнить об этом нельзя.
У погибших есть горькая привилегия перед нами живыми: они не стареют.
Так пусть же не стареет и наша память о них.

Он родился 10 февраля 1918 года в Петрограде на Васильевском острове в многодетной семье, был вторым ребенком. Жили очень трудно, не хватало одежды, топлива, продуктов питания, поэтому родители отправили мальчика к бабушке в деревню Новая Дедовичского района Петербургской губернии (с 1924 года Ленинградская области, а с 1944-го – Псков-ская). Когда Мише исполнилось шесть лет, пошел в школу, которая находилась в двух километрах в деревне Красные Горки. Попасть на занятия удавалось не всегда. Но вскоре построили школу и в деревне Новая.
Позднее и родители уехали на Псковщину  в поселок Дедовичи, куда постепенно перебрались все дети. Лишь Михаил остался у бабушки.
Он рос крепким и выносливым мальчуганом. Много времени уделял спорту, был отличным пловцом, лыжником, стрелком. Неоднократно выступал на  районных и областных соревнованиях. Его грудь украшали значки, врученные за успехи в спорте. Михаил стал находчивым, решительным и общительным парнем. Двери его дома всегда были открыты для  многочисленных друзей.  Во всех мероприятиях он  старался быть впереди. Однажды в областных состязаниях Мише не повезло:  сломал лыжу. До финиша оставалось метров двести. Он схватил лыжи в руки и бегом пустился к финишу, где вновь оказался первым.
С юности  проявлял смелость, готовность жертвовать собой ради спасения других. Как-то осенью Михаил с товарищами проходил по берегу и увидел тонущую женщину. Не раздумывая, прямо в одежде бросился в речку и спас несчастную.
В 1933 году Михаил Харченко окончил семь классов и пошел работать на маслозавод.
Через пять лет его призвали в ряды РККА. Служить пришлось в пограничных войсках НКВД в Карелии. Здесь в составе 245-го стрелкового полка 123-й стрелковой дивизии он участ-вовал в советско-финляндской войне 1939 – 1940 годов, став  стрелком-пулеметчиком. Взял в плен финского полковника. В одном из боев был тяжело ранен. Родина высоко оценила подвиг красноармейца – 26 апреля 1940 года за проявленную храбрость М.С.Харченко был награжден орденом Ленина. Вскоре Михаил выписался из госпиталя и так окреп, что его взяли инструктором в десантные войска.

Возвратясь после срочной службы в Дедовичи, Михаил устроился в совхоз «Красные Горки» грузчиком, а затем его назначили директором Дедовичского дома культуры. Но мирный труд прервала Великая Отечественная война.
27 июня 1941 года Михаил вступил в истребительный батальон отряда «Буденовец», командиром которого был его учитель В.П.Бундзен. Боевой опыт финской войны очень пригодился в трудных условиях партизанской борьбы. Земля запылала под ногами захватчиков. Летели под откос эшелоны с техникой и пополнением, боеприпасами и продовольствием.
Опытному бойцу  и отважному пулеметчику 2-й Ленинградской партизанской бригады Михаилу Харченко командование поручало самые ответственные задания. Были уверены, что он не подведет, найдет выход из любого трудного положения. Нападали на врага первыми, неожиданность стала излюбленной тактикой  отряда. А трудная партизанская жизнь выработала у Михаила новую черту – умение мгновенно ориентироваться и принимать правильное решение.
Морозный зимний день. В нескольких шагах от дороги – наша засада. Лютый холод пронизывает до костей, но встать, размяться нельзя. Враже-ский обоз с боеприпасами и продовольствием может показаться в любую минуту. Терпеливо лежит у своего пулемета и Михаил Харченко. Все  внимание приковано к дороге. А в голове уже давно созрел план дерзкой, смелой атаки: ошеломить, не дать опомниться врагу, и задание – захват обоза – будет выполнено. Наконец показывается первая подвода. Все ближе и ближе. Уже слышны гортанные голоса нацистов. Приближается передний воз, на нем сидит закутанный пулеметчик. Вот враги поравнялись с засадой. Прицелившись, Харченко нажимает гашетку, но пулемет, всегда послушный, молчит – отказал из-за долгого пребывания на морозе.
Уйдут! Что делать? Михаил выхватывает револьвер и выскакивает на дорогу. Не успел опомниться немецкий пулеметчик, как партизанская пуля сразила его. Вскочив на воз, Харченко разворачивает немецкий пулемет, и ливень пуль обрушивается на опешившую охрану.
  Во многих боевых операциях принимал  активное  участие Михаил. Когда группа разведчиков во главе с политруком Сергачевым вышла в разведку в деревню Гористая, именно М. Харченко вызвался узнать, есть ли там немцы. Вернувшись, доложил: видел десять немецких автомашин и три танка. Сведения были переданы в действующую армию. На следующий день почти без потерь деревня была взята.
В октябре 1941 года был налет на станцию Судома. Михаил Харченко достал в этот раз необычный трофей – чистокровную немецкую овчарку.
Новое важное  задание: не подпускать к городу Холму подкрепление немцев со стороны Поддорья. Харченко следит за дорогой на Старую Руссу. Показались подводы, а пулемет снова молчит – опять замерз!  Тогда Михаил использует уже отработанную тактику, выхватывает пистолет, выскакивает на дорогу, стреляет, опережая вражеского офицера, разворачивает немецкий пулемет и начинает косить врагов.
Михаила партизаны уважали за отчаянную смелость. Ценили командиры. В 1942 году его приняли в ряды ВКП(б).
Знаменитый бой за город Холм состоялся 18 января 1942 года. Михаил Харченко, командир пулеметного отделения отряда «Грозный», в критический момент первым поднялся в атаку и обеспечил успех всего подразделения.
20 февраля 1942 года в бою у деревни Малый Клинец задержал огнем станкового пулемета колонну гитлеровских солдат в количестве 450 человек, дав тем самым возможность партизанской группе отойти и занять оборону на удобной позиции.
А 22 февраля 1942 года, накануне Дня Красной Армии, был бой за ставший родным поселок Дедовичи. По дорогам, что ведут туда, скрытно двинулись партизанские группы. Отдан приказ: полностью разгромить обосновавшийся там гарнизон фашистов. В полночь заговорили партизанские автоматы и пулеметы. Налет был не-ожиданным. В одном нижнем белье обезумевшие от страха оккупанты метались по поселку.
Замаскировавшись, Михаил Харченко с группой партизан лежал в засаде. Им было поручено перекрыть дорогу Ясски – Дедовичи, по которой немцы могли выслать подкрепление. И действительно лавина полицаев и фашистов стремительно двигалась на помощь вражескому гарнизону. Подпустив их метров на пятьдесят, партизаны открыли шквальный огонь. Несколько часов гремели пулеметные очереди, ухали взрывы гранат, дробно стучали автоматы. Прорваться через заслон немцам не удалось. В этой операции небольшой отряд уничтожил 76 фашистов, а наши не потеряли ни одного бойца.
Уже 25 февраля 1942 года в бою у деревни Городовец Михаил Харченко из станкового пулемета вновь остановил движущуюся на сорока пяти подводах колонну фашистов. Убито 32 вражеских солдата, среди них были и офицеры, взяты трофеи.
Как-то утром отряд под командованием Михаила захватил в плен полицая. Тот был очень перепуган, побелел, как холст. И не случайно. Когда полицая обыскали, нашли немецкий пропуск в Ленинград. Все взволнованно обсуждали этот факт, ведь никто  не верил, что немцы захватят Ленинград, но знали, как тяжело ленинградцам, что в осажденном городе – страшный голод.
«Нужно помочь Ленинграду!», – решили партизаны и обратились с этим призывом к населению партизанского края. Начали активный сбор продовольствия по всем деревням и поселкам свободной зоны.  Решили грузить продовольствие на подводы. Тронулись ночью 5 марта 1942 года из деревни Нивки. Кони шли медленно, утопая в сугробах. Всего двигалось 223 подводы с продовольствием. Везли муку, свинину, сало, картофель… И 30 подвод было с фуражом для лошадей. Шли отдельными группами, чтобы снизить риск захвата обоза противником. Это  была братская помощь сельских жителей голодающему Ленинграду.
Разведать маршрут было  поручено отряду Михаила Харченко. Движение осуществлялось только ночью по лесам и непроходимым болотам, по оккупированной немцами территории Лесной республики. Обоз благополучно перешел линию фронта, продовольствие было погружено в вагоны на станции Черный Дор и доставлено в Тихвин, а от туда 30 автомобилей-полуторок отвезли его в Ленинград. 29 марта 1942 года делегацию организаторов партизанского продовольственного обоза и руководителей партизанского края торжественно встречали на берегу Ладоги. Защитники Ленинграда с чувством глубокой благодарности приняли подарок от колхозников и партизан. Ленинградская поэтесса Вера Инберна писала:
Спасибо вам, товарищи и братья,
За все, что вы привозите ему!
Наш город заключает вас
                                        в объятья,
Вас прижимает к сердцу своему.
Подарки Ваши – мы их не забудем:
Вы жизнью рисковали их везя.
Спасибо Вам! Где есть такие люди,
Такую землю покорить нельзя.
В апреле 1942 года объявили приказ командования Ленинградского фронта о награждении наиболее отличившихся в боях с захватчиками партизан, партизанок и участников сбора и доставки обоза, а затем из Москвы пришел Указ Президиума Верховного Совета СССР. Трем патриотам, в том числе и пулеметчику 2-й ленинградской партизанской бригады Михаилу Харченко за особо выдающиеся заслуги перед Родиной  было присвоено звание Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали «Золотая Звезда». В партизанском крае он оказался первым партизаном, удостоенным высокого звания при жизни.
Но не менее важными для Михаила были теплые слова поддержки старших товарищей. Вспомнил он, как 30 марта 1942 года взволнованный стоял в Большом зале Смольного и краска смущения залила  лицо, когда к нему подошел первый секретарь Ленинградского обкома и горкома ВКП(б), член Военного совета Северо-Западного направления и военного совета Ленинградского фронта А.А.Жданов и, пожимая руку, с отцовской заботой сказал: «Здравствуй, прославленный герой! Ну расскажи, как ты воюешь?».
«…Лично мной уничтожено 174 немецких солдата и офицера. Этот счет будет расти и прекратится только тогда, когда не останется на родной земле ни одного фашиста, когда гитлеровская Германия будет разгромлена. Лишь в ту минуту сложу я вместе с товарищами-партизанами оружие», – ответил Михаил.
Осенью 1942 года Михаила Харченко назначили командиром партизанского отряда «Грозный», который провел ряд дерзких операций в тылу врага. Но наступило 23 января 1943 года (по сведениям  жителей деревни Шубино, произошло это 19 декабря 1942 года), когда отважный пулеметчик принял свой последний бой.
…Звездная зимняя ночь. Михаил  с небольшой группой уходит в разведку. Прощаясь с друзьями, которые, как принято,  дают в дорогу добрые напутствия, он весело отвечает, что вернется назад в назначенное время, что все сложится хорошо. Но не суждено было вернуться в отряд Михаилу. При переходе через шоссейную дорогу его группа неожиданно столкнулась с отрядом карателей. Выход оставался один – принять бой, хотя силы были слишком  неравные. Рисковать жизнью людей, которыми он командовал, Михаил не хотел.
– Отходите назад! Прикрою, – крикнул он товарищам. – Приказываю! – повторил, когда те не двинулись с места, и уже мягко, по-отечески добавил:
– Вы должны сообщить в отряд данные разведки.
Один – против сотни фашистов. Целый час отстреливался герой от наседавших врагов, окруживших его со всех сторон. Снайперские выстрелы  валили наповал карателей. Но и вражеская пуля сразила партизана.
Долго не могли свыкнуться с            мыслью о гибели Михаила Харченко товарищи по оружию. Тяжела была утрата и дорого заплатили за нее немецкие захватчики. Немало их нашло свой бесславный конец на ленин-градской земле. Светлая память о боевом товарище навсегда  осталась в сердцах бывших партизан и земляков.
Захоронен Герой Советского Союза М.С.Харченко в поселке Дедовичи Псковской области рядом с домом, где жили родители. На могиле установлен обелиск, а на здании дедовичской школы №1 – памятная  мемориальная доска.
Нина Шижинская,
директор музея имени М.С.Харченко школы №104 города Санкт-Петербурга.
Александр Веретин, председатель Ленинградского объединенного совета ветеранов партизанского движения, подпольщиков и их потомков.