Вспоминаю, как во время армейской службы практиковали у нас забаву, кто из солдат в перерыве между занятиями выкурит больше всего сигарет. А курили, по крайней мере, в нашей четвертой роте, все без исключения. Соперничество шло на спор – ставили те же сигареты или что-то из содержимого домашней посылки. Никогда не участвовал в этом споре, но до сих пор не могу забыть, как спорщики накуривались до рвоты и удушающего кашля.
Но в одном споре я все же участвовал и выиграл его. Случилось это за полгода до увольнения в запас, когда в разговоре с сослуживцами заявил, что легко брошу курить. На кон поставили солидный куш, но не он, а огромное желание проверить себя подвигло меня на этот шаг.
После службы я вновь пристрастился к сигарете, но, скорее, не по любви к ней, а из-за атмосферы, царившей в кабинете, где пришлось работать: трое сотрудников, сидящих в нем кроме меня, бепрестанно курили, сигаретный дым не выветривался даже при постоянно открытых форточках. А еще к нам любили заходить на перекур коллеги из других кабинетов. Ну не дышать же выпущенным ими табачным смрадом – пришлось закурить.
Потом я еще несколько раз бросал курить и делал это относительно легко, а вот окончательно расстался с отравой лишь к пятидесяти годам – замучили кашель, одышка, начались проблемы с сердцем. Последний раз держал в руках сигарету в канун нового 2001 года и не испытал позднее никаких огорчений, а самочувствие улучшилось. Жалею только, что не сделал этого раньше.
Сергей ТИХОМИРОВ, 67 лет
Помните у Райкина: «Пить, курить и говорить я начал одновременно». Я – не одновременно, но еще учась в начальной школе, классе, наверное, во втором, впервые попробовал вкус табачного дыма. Меня затошнило, началась рвота, но это не остановило. Через несколько дней я вновь сидел на скамье старой деревенской избы у такой же древней, с ужасным морщинистым лицом соседки бабы Пани и на пару с ней с несравненным удовольствием пускал клубы дыма от папиросы «Север».
Потом кичился перед пацанами, что приятельствую с нелюбимой всей округой старухой, а она, ошалев от такого моего внимания, щедро угощала папиросами.
Повзрослев, курить не бросил и долгие годы, пока в очередной раз не попал в больницу с заболеванием легких, а потом не оказался в кардиологическом отделении, втягивал в себя табачный дым.
Сегодня я рад, что расстался с пагубной привычкой, что наслаждаюсь свежим воздухом и приятными запахами, которые окружают нас, что от меня не пахнет табаком (как ненавидела этот запах жена), а в компаниях друзей присоединяюсь к группам некурящих, и мы нисколько не хуже других проводим время. И честно скажу, порой даже самому не верится, что курил столько лет, а теперь не могу понять, почему многие курильщики не пытаются, как сделал я, хотя, признаюсь, было нелегко, пересилить в себе желание отравлять собственную жизнь.
Вот и отец говорил, что жить без папиросы не может, курил почти до глубокой старости. Но однажды сильно простыл. У него жутко болело горло, надрывным был кашель, поднялась температура – и так несколько дней. Болезнь и плохое состояние заставили его отказаться от папиросы, а после выздоровления уже навсегда забыть о курении.
Александр Андреев, 55 лет.